Балякова А.А., Огородникова Е.А.*, Королева И.В.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
* Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
Работа направлена на сравнение особенностей восприятия ритмических характеристик детьми с нарушениями речевого развития различного генеза. В качестве групп для первичного анализа выбраны дети с кохлеарными имплантами (долингвальная глухота), дети с функциональной дислалией, а также младшие школьники с нарушениями письма (дисграфией) - экспериментальная группа, и без патологии в устной речи и письме (контрольная группа).
Тестирование проводилось с использованием специальной компьютерной программы, позволяющей менять уровень сложности выполняемого задания. В общем виде оно состояло в различении на слух 5 ритмических паттернов: К-К-Д, К-Д-К, К-Д-Д, Д-К-Д, Д-Д-К (где «К» - условно «короткий», а «Д» - «длинный» звуковой сигнал). Звуковые сигналы были представлены 3 нотами 1-й октавы («до», «ми», «соль» в исполнении 3-х музыкальных инструментов - гобой, пианино, скрипка). Начальный уровень сложности соответствовал восприятию ритмических последовательностей с максимально различными по длительности (К=300 мс; Д=1200 мс), но однородными по высоте (нота «ми») и тембру (гобой) элементами. На следующих уровнях различие по длительности между К- и Д-сигналами сокращалось (300 и 600 мс), а звуковой состав теста расширялся. Использовались следующие варианты звучаний: 1 инструмент и 3 ноты; 3 инструмента и 1 нота, 3 инструмента и 3 ноты.
Группа школьников выполняла тесты на воспроизведение ритмического рисунка при восприятии на слух и по речевому заданию экспериментатора.
Сравнение полученных результатов показало, что наиболее выраженные нарушения восприятия ритмических характеристик наблюдались в группе детей с дисграфией. Дети с нарушениями звукопроизношения (дислалия) испытывали затруднения с выполнением заданий, превышающих 1-й уровень сложности. Дети с кохлеарными имплантами после краткого курса направленного обучения хорошо справлялись с различением ритмических тестов разного уровня сложности.
Восприятие ритмических характеристик звуковых сигналов детьми с нарушениями речевого развития различного генеза Балякова А.А., Огородникова Е.А.*, Королева И.В. ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург * Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
