Волкова Г.А.
Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург
При стертой дизартрии выявляется сложная структура дефекта. У детей, наряду с речевым расстройством, страдают такие психические функции, как слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, слуховая и зрительная память, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: нарушены оптико-пространственные представления, психомоторика и др. (Маевская С.И.,1972; Мартынова Р.И.,1975; Мастюкова Е.М., 1976, 1997; Калижнюк З.С., Сапунова Е.В., 1975; Волкова Г.А., 2003).
В исследованиях показано, что у детей со стертой дизартрией нарушено зрительное восприятие величины, формы, направление фигур вследствие истощаемости, утомления детей. Снижение внимания и памяти, некоторое ослабление мыслительной деятельности протекает по типу астенизации. Не сформированы или нарушены процессы пространственного мышления. Дети со стертой дизартрией в возрасте от 5 до 7 лет правильно воспринимают величину, форму, цвет предметов, осуществляют классификацию по одному признаку. Однако задания на составление геометрических фигур из частей и определение количества кубиков в постройке им не доступны. Следовательно, элементарные сенсорные действия у детей сформированы, а более сложные формы деятельности, требующие пространственного представления, не сформированы.
Изучение состояния гностических функций у детей с речевыми расстройствами представляет большое практическое значение, поскольку у многих детей имеет место дисгармоничное отставание психического развития. По данным Е.М. Мастюковой, выраженность отставания в состоянии оптико-пространственного гнозиса и пространственных представлений зависит от возраста и для деятельности обучения ребенка. Это свидетельствует о необходимости создания специальных приемов для развития гностических функций у детей с речевыми расстройствами.
Исследование зрительного восприятия у детей со стертой дизартрией 5-6 лет в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием проводилось с помощью адаптированной методики Л.А.Венгера (1976). Детям предлагалось оценивать величину и форму предметов в перспективном изображении. Набор картинок состоял из двух типов изображений. К первому типу относились картинки, в которых величина изображений была строго фиксирована (дома одноэтажные и трехэтажные). Ко второму типу рисунков относились изображения объектов, не имеющих фиксированной величины (ели). Рисунки обоих типов различались между собой степенью выраженности изображения самой перспективы. В первой серии эксперимента дети оценивали величину предметов при относительно небольшой глубине изображенной перспективы, в силу чего перспективные сокращения величины изображенных предметов были незначительными. Во второй серии эксперимента детям предлагалось оценивать величину предметов при разной глубине изображенной перспективы.
Результаты выполнения первой серии заданий показали, что наиболее ярко выступают трудности оценки величины предметов по сравнению с формой (P< 0,05). Все испытуемые оценивают сравнительную величину и удаленность предметов при наличии дополнительных изображений, которые усиливают признаки перспективы. Если дети с дизартрией воспринимали величину предметов на рисунках, имеющих самую большую глубину изображенной перспективы, то даже при наличии дополнительных ориентиров, они допускали значительное количество ошибок (Р <0,05).
Результаты выполнения второй серии заданий подтверждают высокую способность детей с дизартрией оценивать величину предметов при минимальной и незначительной глубине изображенной перспективы. В условиях увеличения степени удаленности предметов количество правильных ответов у детей обеих групп резко снижается.
При определении формы предметов в перспективном изображении все испытуемые допустили большее количество ошибок, чем при восприятии величины предметов. Однако дети с дизартрией показали лучшие результаты, чем дети без речевой патологии, что объясняется проводимой в речевых группах систематической коррекционной работой.
Таким образом, дети правильно учитывают величину предметов, если имеется относительно небольшая глубина изображенной перспективы. Несмотря на то, что показатели детей с дизартрией выше, чем у детей без речевой патологии, необходимо развивать у них способность пространственного восприятия, ориентировку в удаленности предмета как в предметно-практической деятельности, так и в изображении на плоскости, понимание пространственных признаков предметов, осмысление пространственных отношений предметов. Формирование указанных функций повышает уровень невербального интеллекта, а рассуждения детей о воспринимаемых величине и форме предметов в различной перспективе способствуют совершенствованию их речемыслительной деятельности.
