Изотова М.Х., Смирнова С.В.
ИСПиП им. Валленберга, Кризисный центр «Ласточка»
Использование музыки в целях оздоровления имеет тысячелетнюю историю. Высокую оценку лечебное воздействие музыки получило в медицинских науках Египта, Греции, Рима. Платон, Пифагор, Аристотель явились предшественниками музыкотерапии. Ученые древности отмечали, что музыка не только обогащает эмоциональную сферу, но и развивает интеллектуальную деятельность.
По своей структуре музыка наиболее близка к естественному восприятию человека, поэтому она свободна, ненавязчива и в то же время сильно и глубоко воздействует на личность. Особое значение имеет музыка для детей с нарушениями развития. Музыка дает им возможность расширить диапазон чувств, т.к. она не только способствует осознанию уже сложившихся эмоций, но и обращает ребенка к переживанию новых для него чувств. Вероятно, поэтому, в последние годы музыка стала составной частью реабилитационных мероприятий у детей с умственной отсталостью. Однако эмоциональные и когнитивные аспекты музыкального восприятия на организм ребенка недостаточно изучены. Эта тема относится к числу наиболее сложных для исследования. Нельзя сказать, что ученые уделяли этой проблеме недостаточно внимания. Напротив, ее изучению посвящено большое количество работ, создано немалое количество теорий. Каждая раскрывает какой-то аспект, важный для понимания проблемы, но не дает ее исчерпывающего понимания в целом.
Целью данной работы является определение влияния музыки различного темпа и эмоционального содержания на концентрацию внимания. В данном исследовании использовалась корректурная проба Бурдона. Дети выполняли пробу три раза:
- без музыки,
- на фоне allegro,
- на фоне adagio.
Музыкальный фон был представлен двумя пьесами: Л. Глюк, мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» (адажио), Н. Паганини «Вечное движение». При выполнении проб на фоне музыки фиксировалась реакция на музыкальную стимуляцию и оценка влияния музыки на выполнение пробы. В исследовании приняли участие 50 детей с легкой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа) и 50 детей учащихся общеобразовательной школы в возрасте 12-13 лет (контрольная группа).
Проведенный эксперимент позволил сделать следующие выводы:
- Музыкальное сопровождение повышает уровень концентрации внимания как у детей с психическим недоразвитием, так и у детей без отклонения в развитии.
- Различный темп музыкального сопровождения оказывает разное воздействие на произвольную регуляцию.
- Музыка фона адажио наиболее оптимальна для повышения концентрации внимания у детей с умственной отсталостью.
- Музыка фона аллегро более эффективна для детей без отклонения в развитии.
Полученные данные дают основание рекомендовать использование музыкального сопровождения определенного темпа и эмоционального содержания при обучении и проведении психо-коррекционных занятий.
