Козырева В.П.
Центр развития детей «Подсолнух» г. Москва
История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Музыкальное искусство с самого начала служило средством общения. Изучая онтогенетические условия формирования способности к музыкальному восприятию, психологи делают вывод, что музыкальное общение всегда диалогично и воспринимается как часть ситуации, связанной с жизнью ребенка, - это и игра, и убаюкивание, и инициатива подростка при вхождении его во взрослую жизнь. Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного и нравственного развития ребенка. Это положение не оспаривается в общей педагогике, но также является справедливым и по отношению к детям с множественными нарушениями.
У детей, имеющих множественные нарушения, выделяются:
- двигательные нарушения;
- нарушения психических процессов;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- патология развития личности.
Эти особенности развития ребенка определяют применение необходимых методов, средств, форм на музыкальных занятиях.
Одной из основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Создание вокруг ребенка музыкальной (звучащей) среды позволяет сделать менее болезненным процесс привыкания к занятиям, к педагогу, к новой окружающей обстановке. Музыкальные занятия с каждым ребенком строятся с учетом его индивидуальных возможностей и поэтапно.
На первом этапе педагог только наблюдает за ребенком и выясняет, какие инструменты и виды деятельности нравятся ребенку. Здесь очень важен подбор музыкального материала, музыкальных произведений. Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае важно, чтобы мама не пыталась как-то воздействовать на своего ребенка.
На втором этапе, когда ребенок привык к обстановке, начинается работа по стимуляции речи. Это достигается путем использования музыкальных сказок, игр. Использование музыкального сопровождения к сказке позволяет более точно передать характер героя. Пропевая несложные партии героев сказки, педагог призывает ребенка помочь ему петь, выделяя голосом повторяющиеся фрагменты («ох-ох», «ля-ля» и т.д.). Ребенок начинает имитировать мелодический рисунок, появляются вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги. Вовлекать детей в подпевание и пение помогают песенки, где есть звукоподражания, например, «Собачка» (сл. Комисаровой Н., муз. Раухвергера М.), «Паровоз» (сл. Клоковой М., муз. Красева В.), «Санки» (сл. Высотской О., муз. Старокадомского М.). Дети быстро и охотно имитируют лай собаки, гудок паровоза и т.д., постепенно начиная подпевать некоторые слова.
На этом этапе подключаются музыкально-ритмические упражнения, позволяющие решить целый ряд задач:
- формирование умения выполнять простые инструкции;
- развитие слухового внимания;
- развитие чувства ритма;
- выработка координации движения и речи.
Задача третьего этапа - предлагать ребенку такие музыкальные игры, в которых по ходу действия необходимо что-то произнести. Например, игра в музыкальный оркестр, где, прежде чем дать ребенку инструмент, на котором он хочет поиграть, педагог ждет, чтобы ребенок попросил инструмент. Постепенно игры усложняются, и ребенку приходится повторять не только одно слово, а два и более. Параллельно идет работа над организацией деятельности ребенка, развивается его внимание, усваивается порядок действий с предметами, ребенок учится показывать на картинках не только предметы, но и действия, а также давать ответы на вопросы.
Конечно, занятия по развитию речи проводятся не только в рамках музыкальных занятий. Специалистам, работающим с ребенком с множественными нарушениями, предстоит решить много проблем, но одним из стимулирующих средств, способным вызвать у ребенка речь являются специально организованные музыкальные занятия.
