Матвеева А.С.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
В последние годы наблюдается повсеместный рост количества детей с речевыми нарушениями различного генеза. Это объясняется целым рядом причин, среди которых - ухудшение качества жизни, недостаточное внимание со стороны родителей, ограничение педагогических возможностей, увеличение рождаемости в различных группах риска, рост вредных воздействий окружающей среды. Но кроме того, на качественно новый уровень поднялась лечебно-педагогическая диагностика, методы и приемы которой позволяют выявлять и диагностировать речевую патологию в структуре синдромальных расстройств, врожденных пороков развития, нарушений и задержек психического развития. В настоящее время речевая терапия способна предложить принципиально новые подходы к коррекции речевых нарушений, опираясь при этом не только на достижения педагогической науки и практики, но и на тесное сотрудничество со специалистами медицинского профиля.
Диагностика патологии речи должна проводиться методом комплексного обследования ребенка силами специалистов профессиональной команды, в которую входят, помимо логопеда, невропатолог, психиатр, сурдолог, психолог. Логопед, организуя обследование речи, пользуется материалами не только протокола осмотра ребенка, но и объективными показателями исследований мозга, слуховой функции, нервной системы, небно-глоточного аппарата - то есть изучает электоорэнцефалографические данные, заключения по ультразвуковым исследованиям мозга и позвоночника, аудиометрическому исследованию слуха, эндоскопическому исследованию глотки и гортани.
Планирование и осуществление речевой терапии также должно проводиться с опорой на лечебные мероприятия, назначаемые врачами, то есть должно учитывать характер лечения, его воздействие на возможности ребенка, его совместимость с педагогическими приемами работы.
Сама по себе речевая терапия не может ставить своей целью решение одной какой-либо конкретной задачи - например, постановки определенного звука или расширения словаря. Решение конкретной задачи представляет структурное звено в многоплановой программе речевой терапии, которая охватывает деятельность нескольких анализаторных систем. Коррекционные мероприятия направлены на развитие слухового и фонематического восприятия, артикуляционной моторики, понимания речи, стимуляции высказывания и т. д.
Для реализации программы речевой терапии используются технологии, соответствующие объему и характеру медико-педагогического воздействия. При этом внимание должно уделяться закреплению устойчивых взаимосвязей между высказыванием и его восприятием, ответной реакцией и речевому контакту, речевым откликом и его результатом. Здесь эффективны технологии обратной связи и стимульного повторения, контрастной дифференциации и групповой комплектации речевого материала.
Одной из наиболее результативных методик последнего поколения является креативное речевое моделирование, использование которого позволяет решать задачи речевой терапии в комплексе с развитием высших психических функций и стимулированием эмоционально-волевой сферы ребенка, что особенно важно при наличии у пациента синдрома нарушений, среди которых наблюдается речевая патология. Моделирование может осуществляться при помощи компьютерных тренинговых программ.
К продуктивным технологиям речевой терапии можно отнести также графическое моделирование, которым логопед сопровождает коррекционный процесс с целью стимулировать и использовать в работе деятельность всех анализаторных систем.
Однако достижения научно-технического прогресса способствуют не только разработке и внедрению новых программ и методов речевой терапии, но и анализу существующих моделей коррекционной работы. Следует признать, что на современном этапе уровень диагностики нарушений дает возможность определять и те случаи, в которых речевая терапия не только неэффективна, но и противопоказана. Это относится прежде всего к попыткам применять традиционные методы речевой терапии для коррекции таких сложных нарушений, как дисбаланс резонанса (гнусавость) невыясненной этиологии (в структуре центральных нарушений), автоматизированным речевым тренингам при нарушениях темпа и ритма речи и т. п.
Перед современной речевой терапий стоит множество задач, которые с успехом решаются при помощи профессионально проводимой и компетентной коррекционной работы. Речевая терапия в настоящее время эффективно использует данные объективных исследований и учитывает их при организации программ речевой реабилитации детей. Логопед работает в составе профессиональной команды, функционирование которой базируется на единстве и взаимообусловленности мер лечебно-коррекционного воздействия и применении новейших технологий. Мультидисциплинарный подход обеспечивает перспективное поступательное развитие реабилитационных программ. Комплексное медико-педагогическое воздействие становится результативным и позволяет добиваться положительной динамики даже в случае сложного синдромального расстройства.
