Королева И.В. *, ***,Огородникова Е.А.**, Левин С.В.*, Гарбарук Е.С.*, Пак С.П.**
*ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
**Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
***Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
Диагностика центральных нарушений слухового анализа у детей представляет собой актуальную и сложную проблему. В большинстве случаев такие нарушения выявляются только в школьном возрасте (8-10 лет), когда у ребенка возникают проблемы с обучением. Ребенок испытывает трудности в понимании речи учителя в шумном классе, отстает в успеваемости. За рубежом такие дети направляются на аудиологическое и психологическое обследование, где у него проводится тональная аудиометрия, оценка невербального интеллекта, памяти, внимания, тестирование процессов слухового анализа. При нормальной аудиограмме, внимании, памяти и невербальном интеллекте ребенку ставится диагноз о центральных расстройствах слуха (ЦСР).
Как показывает, мировая практика тестирование ЦСР у детей возможно, начиная с 4-5 лет. Для установки такого диагноза необходим не один тест, а батарея из нескольких тестов. Это обусловлено тем, что слуховой анализ осуществляется в разных отделах слуховой системы и, следовательно, нарушения могут проявляться по-разному в зависимости от локализации поражения. Эти тесты направлены на оценку разборчивости речи, восприятия коротких сигналов и их последовательностей, пространственного восприятия, слухоречевой памяти и т.д. (Королева И.В., 1999).
В России диагностика ЦСР у детей не проводится, что в существенной мере связано с отсутствием необходимых диагностических методов. В отечественной логопедии в качестве проявлений ЦСР принято рассматривать нарушения у ребенка формирования связи слова с обозначаемым предметом, что характерно для детей с сенсорной алалией. Более распространенным проявлением ЦСР можно считать нарушение фонематического слуха, свойственного значительной части детей с общим недоразвитием речи. Однако традиционно это нарушение не рассматривается как часть сложного комплекса ЦСР, обычно наблюдаемого в этих случаях. В аудиологии и нейропсихологии также используются отдельные тесты, направленные на оценку центральных слуховых процессов (восприятие коротких сигналов, различение акустически сходных фонем, восприятие речи в шуме). Однако эти тесты, прежде всего, предназначены для взрослых. Отсутствует также четкая проработка единого методического комплекса тестов, особенно его инструментальной части.
В этом направлении актуальной выступает задача создания батареи специализированных тестов на базе современных информационных технологий, обеспечивающих объективную оценку степени развития центральных механизмов слуха у детей. Наш опыт успешного использования компьютеризованной системы тестов для обследования и тренинга слухоречевой функции при реабилитации детей и взрослых с кохлеарными имплантами позволил подойти к решению этой задачи.
В настоящее время подготовлены и апробированы тесты, связанные с временной обработкой последовательности звуков - обнаружение паузы в звуковом и речевом сигнале, различение ритмического рисунка звукового ряда, которые отражают развитие механизмов слуховой сегментации, восприятия длительности и слоговой структуры речевых сигналов. Подготовлены также тесты на дихотическое восприятие речи и пространственную ориентацию. В стадии разработки находятся тесты на различение слов-омонимов, слогов с глухими и звонкими согласными и оценку оперативной слухоречевой памяти. В перспективе - тесты на помехоустойчивость слухового восприятия. Все эти тесты позволяют с помощью компьютера предъявлять сигналы, оценивать число правильных и неправильных ответов, время реакции обследуемого, анализировать характер ошибок, проводить статистический анализ результатов.
Все тесты предполагается в дальнейшем объединить в единый комплекс на базе компьютерной управляющей программы, позволяющей методически удобно и адекватно организовать не только процесс стимуляции, но и фиксации результатов обследования и их обработки.
Разработка тестов для диагностики центральных нарушений слуха у детей Королева И.В. *, ***,Огородникова Е.А.**, Левин С.В.*, Гарбарук Е.С.*, Пак С.П.** *ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург **Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН ***Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
