Иванова Н.В., Матвеева А.С.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
В школьном возрасте у многих детей заикание проявляется сильнее, так как повышается нагрузка на нервную систему, более напряженной становится умственная деятельность. Сфера межличностных отношений расширяется, что влечет за собой трудности социальной и психологической адаптации.
Осознание своей проблемы школьники с заиканием переживают остро, вот почему особенно важно помочь им правильно оценивать ситуацию, научить преодолевать речевые трудности, адекватно относиться к своим возможностям, вырабатывать уверенность в своих силах, способность отстаивать свою точку зрения, принципы, мотивацию.
Главным содержанием реабилитации пациентов с заиканием являются психокоррекционные занятия.
Несмотря на значительное разнообразие методов лечения, дети и их родители нуждаются в увеличении продолжительности периода ремиссии. В связи с этим важным представляется поиск и разработка новых методов помощи детям данной группы. Для детей школьного возраста наиболее эффективной является групповая психокоррекция, которая включает/ методы невербальной коммуникации (жесты, мимика, пантомима, психогимнастика и др.), основанные на развитии новых возможностей самовыражения и восприятия в ситуации общения (без использования речи), метод рисования (психотерапевтический рисунок), игровые двигательные упражнения, тренинги сенситивности, креативности и коммуникативного взаимодействия, включая ролевые игры.
Работа с данной категорией детей предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке специалистов.
Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. Важно, чтобы каждое общение ребенка и специалиста имело психокоррекционную направленность.
Речевая терапия - структурная часть коррекционного процесса. Основное внимание уделяется овладению естественной речью без задержек на материале речевого общения. Подготовительный этап предполагает знакомство с релаксацией, ритмом дыхания, мягкой голосоподачей. Далее необходимо с первых же занятий использовать правила в естественной речи. Механический речевой тренинг - искусственная тренировка речи (замедленный темп, растягивание, повторение, автоматизированные ряды, счёт, заучивание стихов и текстов и т. д.) не создает базы для свободного пользования речью в реальной жизни и не является действенным методом коррекции. Базовая речевая терапия включает в себя следующие направления и виды работы, которые органично переплетаются с содержанием психокоррекционных занятий.
- Отгадывание загадок, узнавание и называние по описанию, договаривание, начинание предложений, комментирование, раскрашивание с сопровождающей речью, составление предложений по картинкам, сопряженная декламация стихов, упражнение на координацию речи с движением.
- Чтение: сопряженное, дочитывание, чтение по ролям, зачитывание ответов на вопросы.
- Пересказывание: по картинкам, от имени персонажей, с изменением времени происходящего, своими словами, составление плана пересказа.
- Рассказывание: нахождение различий, ошибок художника, по серии сюжетных картинок, по заданному началу, с использованием данных слов, по плану.
- Инсценирование.
- Креативное моделирование ситуаций речевого общения.
- Усвоение правил речевого общения.
Психолого-педагогическая реабилитация заикающихся школьников - сложный многокомпонентный процесс, организация и содержание которого зависит от психологических особенностей детей, состояния их эмоционально-волевой сферы, уровня и характера речевого развития, коммуникативных возможностей и базируется на профессионализме и компетентности психологов и логопедов, цель которых - помочь пациентам поверить в себя, научиться общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно в разнообразных жизненных ситуациях, справляться со своими проблемами и трудностями.
