Балукова А.В.
Школа-интернат 33 для слабослышащих детей, Санкт-Петербург
В последнее время увеличивается количество детей с кохлеарными имплантами (КИ), поступивших в школу для слабослышащих. Важную роль в успешной реабилитации детей с КИ играет организация спортивной работы. В связи с этим возрастает необходимость учитывать потребности этой категории учащихся в организации физкультурно-оздоровительного пространства. В нашей школе-интернате имеются специальные медицинские группы для соматически ослабленных детей, которые получают возможность еженедельного использования системы тренажерно-информационного комплекса ТИСА, а именно его режима микровибрации. В настоящее время оптимизация режимов работы тренажерного комплекса для детей с КИ является главным направлением проекта «Здоровье и спорт с нами». Этот проект победил в конкурсе ГРАНТов «Новый день-2007», организованном Росбанком и Юнисеф. В задачи проекта входит:
- освоение возможностей тренажерно-информационной системы ТИСА для реабилитации детей с КИ;
- создание комплексной системы педагогических и терапевтических мероприятий, направленных на коррекцию личности детей с проблемами слуха и речи, преодоление двигательных нарушений;
- интегрирование методик физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла (адаптивная физкультура, музыкотерапия, ритмика);
- обеспечение максимально полного включения ребенка и его семьи в коррекционно-терапевтическую работу «Здоровье и спорт с нами».
Первые результаты работы над проектом. Во-первых, это охват спортивной реабилитацией всех учащихся школы. Если в прежние годы работа специальной медицинской группы осуществлялась только с детьми, имеющими особые медицинские рекомендации, то в настоящее время в занятия кружка «Будь здоров!» активно включаются ученики разных возрастов и групп здоровья. Во-вторых, проект позволит включить взрослых инвалидов по слуху в определение оптимального режима эксплуатации виброоборудования.
Реализация проекта выявила и проблемы. Одна из них - это слуховой дискомфорт при включении вибрации. Эта проблема обсуждалась на методическом объединении учителей физической культуры, медицинской службы школы, на семинарах со специалистами сотрдуников СПбНИИЛОР и СПбГМУ им.ак.И.П.Павлова, медицинских работников ГДП №11, курирующих состояние здоровья учащихся школы. На основании анализа ощущений испытуемых принят вариант использования тренажеров в режиме вибрации при снятых (отключенных) КИ. Проведена съемка видеоинструкций к пользованию тренажерами.
Работа в рамках проекта полезна не только коллективу учащихся и педагогов школы, но и нашла заинтересованный отклик у родителей учащихся, коллег образовательных учреждений. Расширение социального партнерства - одна из успешно выполненных задач проекта. Занятия на тренажерном комплексе проводит валеолог школы Кравченко Е.Б., прошедшая специальное обучение на курсах, организованных фирмой-изготовителем производственным кооперативом «Сандр».
В рамках развития технологии проекта предполагается:
- достижение оптимальной степени физической реабилитации детей-инвалидов путем применения современных видеометодик, которые планируется создать средствами проекта;
- увеличение количества детей, получающих возможность применения тренажерного комплекса;
- выявление положительной динамики всех сторон развития детей с нарушением слуха путем воздействия на различные сенсорные каналы;
- распространение опыта реабилитации детей с КИ на другие общеобразовательные учреждения.
Полученные результаты соответствуют прогнозируемым на начальном этапе работы. При этом перечень мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта, существенно расширен. Частично работа в рамках проекте включена в другие значимые направления школьной жизни. Так, в ходе празднования «Года семьи» в школе проведен конкурс фотографий «Моя семья». Особо отмечены коллажи, содержащие семейные фотографии спортивно-оздоровительной направленности. Итоги подводились на праздничном мероприятии «Достижения года». Там же были премированы участники конкурса рисунков «Здоровье и спорт с нами». Осуществляя сотрудничество с СПб НИИ ЛОР, педагоги школы приняли участие в семинаре «Слухоречевая реабилитация глухих школьников после кохлеарной имплантации». Таким образом, деятельность по проекту стала органичной составляющей работы школы в режиме районной экспериментальной площадки по проблеме здоровьесбережения.
