Зигле Л.А. , Королева И.В., Микшина Е.П.
В июле 2008 г. Комитет по народному образованию г. Санкт-Петербурга поддержал заявку на городской сетевой эксперимент «Технологии инклюзивного образования для детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт- Петербурга». Целью данного проекта является улучшение качества обслуживания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха и создание региональной модели инклюзивного образования в системе дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга. Необходимость проведения такого эксперимента вызвана тем, что дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей по диагнозу в условиях г. С-Петербурга обуславливает их сегрегацию: родители вынуждены отдавать ребенка в детский сад интернатного типа, где дети с нарушением слуха находятся в течение недели в условиях слухоречевой депривации. Это не позволяет детям, успешно прошедшим раннюю абилитацию и детям с кохлеарным имплантом полностью реализовать свои слухоречевые возможности, что отрицательно сказывается на их общем развитии и препятствует в дальнейшем интеграции в слышащее общество. Многочисленные обращения родителей в органы образования с просьбой рассмотреть возможность обучения и воспитания их детей с нарушением слуха совместно со слышащими, а также рост количества детей раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом, делают необходимым решение назревших вопросов по внесению корректив в обслуживание детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Анализ опыта работы дошкольных учреждений позволил выявить ряд проблем: отсутствие нормативных актов, позволяющих осуществлять совместное обучение и воспитание детей с нарушением слуха со слышащими детьми; отсутствие в системе дошкольного образования служб раннего (от 2х месяцев до трех лет) психолого-педагогического сопровождения; отсутствие методических рекомендаций по организации совместного обучения и воспитания детей в условиях детского сада; неготовность профессионалов и родителей к совместному обучению и воспитанию слышащих детей и детей с нарушением слуха; отсутствие межведомственного взаимодействия при разработке содержания индивидуальных программ реабилитации, решение которых сможет положительно повлиять на качество обслуживание детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования г. С.-Петербурга. Решение этих проблем сможет положительно повлиять на качество обслуживание детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования г. С.-Петербурга.
Программа опытно-экспериментальной инновационной работы рассчитана на три года. Участниками эксперимента являются дошкольные учреждения разного вида. Структуры учреждений по виду групп и их возрастному составу позволяют построить разные модели индивидуальных образовательных маршрутов для данной категории детей.
В связи с выявленными проблемами Проект предусматривает работу по следующим направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; научно-исследовательское; профессиональное повышение квалификации кадров; формирование научно-методического обеспечения и методическое сопровождение проекта. Значимость проекта для развития системы образования Санкт-Петербурга заключается в следующем: в расширении возрастного диапазона контингента обслуживаемых детей с нарушением слуха в учреждениях системы дошкольного образования; в формировании толерантности взрослого и детского сообщества; в повышении эффективности слухоречевой абилитации детей с нарушением слуха; в реализации законодательных прав и гарантий на доступное образование и равенство возможностей; в разработке механизма сопровождения детей с нарушением слуха в разных организационных условиях; в реализации содержания индивидуальных программ реабилитации в системе дошкольного образования; в разработке механизма межведомственного взаимодействия по сопровождению детей с нарушением слуха в системе дошкольного образования Санкт-Петербурга.
