Королева И.В.*,***, Огородникова Е.А**
*Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
**Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН
***ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Согласно зарубежным исследованиям центральные расстройства слуха (ЦСР) встречаются у 10% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Большая часть этих детей - это дети с нарушениями речевого развития. В России такие исследования не проводятся, что обусловлено отсутствием надежных унифицированных тестов, позволяющих выявлять ЦСР. Помимо диагностики ЦСР серьезную проблему представляет и поиск возможных путей их коррекции. В этом контексте перспективным может быть использование опыта развития и восстановления слуха у глухих детей/взрослых после операции кохлеарной имплантации. После операции кохлеарной имплантации у ранооглохших детей слуховые пороги приближаются к нормальным порогам слуха, в то время как практически полностью не сформированы центральные механизмы анализа звуковых, в том числе и речевых, сигналов. Для всех пациентов с кохлеарными имплантами, особенно с долингвальной глухотой, формирование или актуализация центральных механизмов слуха, обеспечивающих надежное выделение дифференциальных признаков речевых и неречевых сигналов, а также закрепление адекватных слуховых образов окружающей акустической среды, выступает в качестве одной из основных задач курса реабилитации. По существу, большинство этих пациентов могут рассматриваться как идеальная модель ЦСР различной степени выраженности.
Для развития слухового анализа неречевых и речевых сигналов у пациентов после кохлеарной имплантации Институтом физиологии им. Павлова РАН и НИИ ЛОР совместно была разработана компьютерная тренажерная система (Королева И.В., 2006, 2008; Огородникова Е.А. и соавт., 2005, 2007, 2008). Пятилетний опыт ее применения продемонстрировал целесообразность и эффективность направленного тренинга основных навыков слуха, представленного в различных разделах тренажерной системы. Часть из них может рассматриваться и с точки зрения перспективы коррекции слухоречевой функции у детей с центральными нарушениями слуха. В первую очередь, это касается таких направлений обучения и тренинга как: различение речевых сигналов разной лингвистической сложности, восприятие интонации, речевого и музыкального ритма, локализация стационарных и движущихся источников звука, выделения сигнала из фона. Их приложение к вопросам коррекции центральных нарушений слухового анализа у детей, безусловно, потребует расширения и доработки имеющейся системы. При этом могут быть использованы и преобразованные в режим обучения задания, предназначенные для диагностики ЦСР. К их числу относятся задания по восприятию искаженных речевых сигналов, различению акустически сходных фонем, запоминанию последовательности звуковых/речевых сигналов и др.
Первый опыт использования разработанной тренажерной системы свидетельствует, что создание такого объединенного диагностико-коррекционного комплекса является удобным и полезным средством повышения эффективности медико-педагогической работы и социальной адаптации детей с ЦСР.
Проблема коррекции центральных нарушений слуха у детей Королева И.В.*,***, Огородникова Е.А** *Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена **Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН ***ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
