Калягин В.А., Белан А.Н.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Принцип дополнительности был введен в научный оборот Нильсом Бором в 1927 году в отношении явлений квантовой механики. Согласно этому принципу, для полного описания тех или иных явлений необходимо применять взаимоисключающие (и таким образом дополняющие друг друга) наборы понятий, сочетание которых дает исчерпывающую информацию об этих явлениях. Н.Бор постоянно подчеркивал общеметодологическое значение принципа для любой науки. Так он писал: «мы получили урок и по линии теории познания, причем урок этот касается и тех проблем, которые лежат далеко за пределами физики». Рассмотрим применимость принципа дополнительности в отношении механизмов речи на примере такого распространенного её нарушения как заикание.
В Ленинградском (Санкт-Петербургском) НИИ уха, горла, носа и речи на протяжении более 30 лет под руководством Ю.И.Кузьмина проводились исследования заикания в рамках трех парадигм, преимущественно ориентированных на физиологический, психологический и физический аспекты речевой функции, получившие свое концептуальное оформление в докторских диссертациях [Кузьмин Ю.И., 1993; Калягин В.А., 1996; Скляров О.П., 1999].
На основании тщательных экспериментально-физиологических исследований, а также анализа оговорок, структуры скороговорок и их произнесения детьми Ю.И.Кузьмин сформулировал основные положения новой модели описания единиц словаря или модели речевого процесса, подчиненной принципу иерархии, в которой обработка информации происходит на всех «уровнях» одновременно, что позволило интерпретировать механизмы заикания, в частности предложить методику объективной оценки его тяжести.
О.П.Скляров рассматривая речь как сложную открытую самоорганизующуюся систему, показал, что такой подход открывает перспективы использования опыта, накопленного специалистами по таким системам (Богданов А.А., 1989; Николис Г., Пригожин И., 1990; Хакен Г., 1980 и др.), не только при объяснении нормы, но и при нарушениях речи. Сравнительное исследование речи в норме и при заикании позволило выявить основную характеристику речи - речевой ритм, построенный по принципу «есть голос/нет голоса». Динамика этого ритма имеет критическую точку, по одну сторону которой система становится способной генерировать информацию (зона динамического хаоса или иррегулярных осцилляций), а по другую утрачивает эту способность (зона регулярных осцилляций). В целом О.П. Скляров приходит к тем же общим положениям, что и Ю.И.Кузьмин, но на другом содержательном материале, предложив универсальную единую модель восприятия и порождения речи.
В.А.Калягин исследовал внутреннюю картину болезни (ВКБ) при заикании как механизм психической адаптации в условиях речевого дефекта и показал значимость понимания этого механизма для организации психотерапевтической помощи. Был изучен вклад в построение ВКБ всех трех системообразующих аспектов личности - ценностного, содержательного и поведенческого как основы для синтеза методов психотерапии разной теоретической направленности в рамках патогенетической психотерапии по В.Н.Мясищеву (Александров А.А., 1997).
Все три рассмотренных взгляда на заикание представляются взаимодополняющими друг друга и позволяющими в дальнейшем углублять теоретические представления о заикании и совершенствовать методы его лечения.
