Пахомова С.Е.
МСГИ
Вопрос повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений работы участников коррекционно-развивающего процесса.
Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем определённый уровень знаний о психофизических особенностях развития детей определённого возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений.
Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам internet пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещённые на различных сайтах сети internet соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, наравне с поиском новых путей и методов модернизации коррекционно-развивающего процесса современные специалисты должны установить непосредственный, творческий контакт с семьёй, в основе которого лежат интересы ребёнка.
Так, в городе Москве с целью расширения форм и методов сотрудничества с родителями, оказания им помощи в воспитании детей дошкольного возраста, разработана и реализуется программа психолого-педагогического просвещения родителей «Московская семья - компетентные родители».
Одним из результатов реализации программ психолого-педагогического взаимодействия с семьей, по данным Департамента образования города Москвы, является увеличение количества родителей, сотрудничающих с педагогами по вопросам развития ребенка: с 45,6% в 1997 году, до 68,8% - в 2007 году.
В ГОУ детский сад комбинированного вида № 2483 г. Москвы просветительско-педагогической работе с родителями предшествует ежегодный сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, а так же координационная работа внутри коллектива сотрудников ДОУ по следующим направлениям:
- Диагностическая деятельность: социологическое и психолого-педагогическое исследование семьи. Затрагивает вопросы социального статуса семьи, уровня образованности и психолого-педагогической компетентности родителей, материального положения, особенностей внутрисемейного психологического климата, принятия возможности социальной интеграции детей с особенностями развития.
- Организационно-педагогическая деятельность. Планирование работы по организации взаимодействия специалистов ДОУ с семьей, методические консультации для воспитателей.
- Научно-методическая деятельность. Разработка методических рекомендаций по организации работы специалистов с семьей.
В своей работе по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, мы руководствуемся следующими принципами:
- принцип гуманизации образовательного пространства через установление тесного взаимодействия между педагогами, воспитанниками и членами их семей;
- принципы целенаправленности и системности, реализуются через обоснованную и целесообразную систему взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса;
- принцип дифференцированного подхода, позволяет выстраивать взаимоотношения с учетом индивидуальных особенностей каждой семьи (особенности семейного воспитания, возраст и количество детей, система ценностей, состав семьи, уровень психолого-педагогического запроса);
- принцип комплексности, реализуется через многообразие предоставляемых образовательных услуг и форм взаимодействия специалистов ДОУ с семьями воспитанников.
Посредством сайта дошкольного образовательного учреждения решаются такие задачи как:
- Предоставление возможности родителям воспитанников детского сада активно участвовать в жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения.
- Предоставление возможности родителям наблюдать и оценивать творческие успехи их детей.
- Предоставление возможности родителям своевременно получать информацию о предстоящих событиях в группе и в дошкольном образовательном учреждении.
- Ознакомление родителей с организацией и содержанием работы детского сада.
- Ознакомление родителей с нормативно-правовой основой деятельности детского сада.
- Ознакомление родителей с особенностями протекания каждого периода дошкольного детства.
- Предоставление родителям необходимой информации по интересующим их вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста, а также коррекции существующих недостатков.
- Предоставление возможности родителям получать дистанционные консультации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, врача) в случае отсутствия возможности посещения ребёнком дошкольного учреждения вследствие особенностей психофизического развития.
Реализация дистанционного общения с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста ни в коем случае не заменяет непосредственного личного общения, но является его дополнением, подчас представляющим единственную форму общения семьи со специалистами.
