Устинова Ю.Н.
Республиканская детская клиническая больница. Центр патологии речи, нейрореабилитации и реабилитации слуха, г.Уфа
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелой речевой патологией, чему способствует рост числа неврологических заболеваний среди детей раннего возраста. Целью нашего исследования был сравнительный анализ особенностей темпа речевого развития детей с моторной алалией при вторичной задержке психического развития и дошкольников с моторной алалией при задержке психического развития и детей с сохранным интеллектом.
Наше исследование проводилось на базе «Центра патологии речи и других высших психических функций детей и подростков» г. Уфы. В нем приняли участие 11 моторных алаликов с ЗПР и 10 детей, страдающих моторной алалией с сохранным интеллектом, в возрасте 3-х лет. Логокоррекционные занятия проводились в три этапа, раз в полгода курсами по 45 дней на фоне медикаментозного лечения.
В логокоррекционной работе использовались практические методы (игровые упражнения, подражательно-исполнительские упражнения, конструирование), игровые методы («игры-звукоподражания») и наглядные методы работы. Занятия проводились в индивидуальной и групповой форме, на начальном этапе реабилитации в комнате сенсорного развития для детей, и повышения эффективности лечебных мероприятий; стимуляции речевой активности, развития общедвигательных возможностей.
В процессе логокоррекции нами были выделены критерии, по которым происходил сравнительный анализ особенностей темпа речевого развития детей с моторной алалией при задержке психического развития и детей с сохранным интеллектом:
- длительность накопления первоначального активного словаря;
- использование мимики и жестов;
- объем пассивного и активного словарного запаса;
- появление лепетных и аморфных фраз.
В результате работы мы пришли к следующим выводам. Положительная динамика в логокоррекции детей, страдающих моторной алалией, при сохранном интеллекте достигается значительно быстрее, чем у детей с ЗПР.
У детей с ЗПР значительно увеличивается срок накопления первоначального активного словаря, с трудом формируется мотивационная основа высказывания, наблюдается меньшее количество повторений вербальных заданий за логопедом.
Дети с сохранным интеллектом используют большее количество жестов при общении, активно используют мимику. У них наблюдается большое разнообразие жестов, обозначающих слова, действия, их активное использование в различных ситуациях. Дети с ЗПР, практически не используют мимику при общении, количество жестов ограничено, ребенок использует их редко, избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.
Объем пассивного словаря у детей с ЗПР, значительно сужен, часто требуется повторение инструкций, их упрощение. Обращает на себя внимание тот факт, что накопление предикативного словаря у детей с сохранным интеллектом происходит практически одновременно с накоплением предметного словаря или с небольшой задержкой во времени. У детей с ЗПР накапливаются сначала существительные, и только затем глаголы, которые ребенок использует намного реже.
Лепетные и аморфные фразы дети с сохранным интеллектом, начинают использовать в своей речи раньше и активнее, чем дети с ЗПР, которые длительное время, даже научившись на занятиях говорить простые фразы, используют в самостоятельной речи односложные ответы.
В целом темп речевого развития детей с ЗПР, страдающих моторной алалией значительно замедлен и требует более длительной и серьезной коррекционной работы, чем у детей, с моторной алалией при сохранном интеллекте.
