Юрченко Ю.В.
ГСКОУ (V вида) №5, г.Санкт-Петербург
Важность изучения словообразовательных процессов подтверждается тем, что они являются одним из главных показателей нормального развития речи ребенка. Словообразование вместе со словоизменением, по мнению ряда исследователей, признаётся «… мощнейшим стимулом, основной «пружиной» развития речи» (Богоявленский Д.Н. 1986, Эльконин Д.Б. 1980 и др.).
Проведенный количественно-качественный анализ данных, полученных в ходе проведения исследования процессов словообразования существительных, прилагательных и глаголов, позволил определить степень сформированности процессов словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием, определить основные типы словообразовательных ошибок, сопоставить эти данные и определить, насколько недоразвитие словообразовательных умений и навыков, влияет на формирование всех компонентов речевой системы в дошкольном возрасте.
Анализируя данные, полученные в ходе исследования процессов образования разных частей речи старшими дошкольниками с ОНР, можно выделить 2 группы детей среди дошкольников экспериментальной группы:
1 группа: дети со средним уровнем сформированности словообразовательных процессов. У них встречается большое количество ошибок при образовании всех частей речи. Дети указанной категории хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Среди ошибок можно выделить следующие: неправильный выбор основы мотивирующего слова; замена, перебор суффиксов, приставок; замена частей речи; лексические замены; упрощение звуко - слоговой структуры слов; нарушение акцентуации; нарушение согласования слов.
В речи таких ребят встречается большое количество аграмматизмов, фонетико - фонематических ошибок. Наблюдается несформированность неречевых психических функций таких как: внимание, память, мышление и др. Ребята не могли запомнить и повторить инструкцию, часто отвлекались на посторонние предметы. У некоторых ребят сопутствующей была неврологическая симптоматика (дополнительные движения, тремор и т.д.).
2 группа: дети с уровнем сформированности словообразовательных процессов выше среднего. Показатели дошкольников этой группы несколько выше, чем у ребят предыдущей группы. У них встречается небольшое число ошибок при образовании имен существительных, обозначающих профессии женского рода, и слов с оттенком «вместилища» с суффиксом «-ниц»; при образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; при образовании притяжательных и качественных прилагательных (замена, перебор суффиксов и приставок, упрощение звуко - слоговой структуры слов, замена частей речи, лексические замены, нарушение акцентуации, нарушение согласования слов). Отказов от словообразовательных действий в данной группе не наблюдалось.
В речи таких ребят встречаются единичные аграмматизмы (при согласовании имен прилагательных с существительными), редкие замены, смешения звуков. Среди неречевых психических функций менее сформировано произвольное внимание и словесно - логическое мышление.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- Овладение словообразованием старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников.
- Наиболее легким и доступным для дошкольников с ОНР является образование глаголов (приставочных) и существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных).
- Образование имен прилагательных, (особенно притяжательных), сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.
Словообразовательная деятельность дошкольников с ОНР характеризуется рядом специфических особенностей:
- Правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто употребляемых в речи слов (с соответствующими аффиксами).
- Затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее употребляемый в речевой практике лексический материал.
- Отсутствие контекста в ситуациях, требующих словообразования, значительно усложняет задачу образования новых слов дошкольниками с речевым недоразвитием, в то время как для их сверстников с нормальным речевым развитием образование слов вне контекста не является затруднительным.
Все вышеперечисленные особенности детей следует учитывать при разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Эту работу необходимо проводить не только с дошкольниками с общим недоразвитием речи, но и с ребятами, посещающими массовый детский сад, причем работа должна проводиться дифференцированно, в зависимости от уровня владения навыками словообразования.
