Седова М.Ю.
школа-интернат 33 для слабослышащих детей. Санкт-Петербург
В настоящее время в школе обучается 15 учащихся с кохлеарными имплантами. Развитие слухового восприятия, произносительных, коммуникативных навыков, языковой способности являются ведущими задачами, направленными на повышение уровня речевого развития и способности воспринимать и воспроизводить звучащую речь учащимися с КИ. Эти задачи реализуются на общеобразовательных уроках, индивидуальных и групповых занятиях по развитию слухового восприятия и по обучению произношению; на фронтальном слуховом уроке, на внеклассных занятиях в интернате, кружке по развитию слуха и речи и по музыке. В первых классах учителя-дефектологи большое внимание уделяют подготовительной работе по развитию подвижности органов артикуляции и выработке правильного речевого дыхания. Эти упражнения подготавливают почву для дальнейшей работы по постановке звуков. На следующих этапах обучения проводится работа по закреплению и автоматизации произносительных навыков на различном речевом материале (слоговых упражнениях, словах, словосочетаниях, фразах, текстах) и в самостоятельной речи. Параллельно с работой над произношением проводится и работа по развитию слухового восприятия учащихся. Эта работа строится в течение всего обучения на материале изолированных слов, фраз разговорно-обиходного характера, фраз фронтальных уроков и связных текстов. Речевой материал усложняется с учётом возраста, индивидуальных особенностей учащихся и этапа обучения. Усложнение происходит и в способах подачи материала (с голоса учителя, учащихся, с магнитофонной и компьютерной записи). Для учёта развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи, а также планирования дальнейшей целенаправленной коррекционной работы по развитию слуха и речи учащихся с КИ проводится их комплексное обследование в начале и конце учебного года. Такая диагностика позволяет выявлять динамику развития навыков и продуктивно мобилизовать компенсаторные возможности учащихся, обеспечивая тем самым более полноценное развитие их слуха и устной речи. Основными видами проверок являются: проверка произносительной стороны речи (звукопроизношение, внятность); общее состояние речи (словарь, грамматический строй, фразовая речь); определение (уточнение) рабочего и резервного расстояния для дальнейшей работы по развитию слухового восприятия; проверка восприятия речи на слух (на материале слов, текста).
Результаты проведенного нами обследования детей в 2007-2008 учебном году свидетельствуют о том, что процесс становления звукопроизношения длительный и зависит от ряда причин (состояния речедвигательного аппарата, речевого дыхания и т.д.) Учащиеся приходят в школу с неподготовленным к постановке звуков речедвигательным аппаратом, большим количеством дефектных звуков (от 28 до 38 звуков), на начало обучения, что сказывается на внятности речи. Однако анализ результатов обследования учащихся на конец учебного года свидетельствует о положительных результатах работы над произношением: количество дефектных звуков у обследованных учащихся (10 человек) снизилось до 6 - 20 звуков, все звуки находятся не в стадии постановки, а закрепления и автоматизации полученных навыков. Конечно же, учащиеся испытывают трудности в умении контролировать свою речь.
В восприятии отработанного на индивидуальных занятиях речевого материала (фразы с уроков, тексты) у детей с КИ прослеживается динамика в развитии умения воспринимать на слух речевой материал ( в восприятии фраз с уроков - от 7 % до 100 % , из текстов - от 14% до 88%). Например, Кирилл Д. (3 класс 2 отд.) в 1 классе отработанный речевой материал воспринимал на 7-14 %, а в 3 классе - на 81- 84%. Однако не у всех учащихся прослеживается положительная динамика, но и незначительные результаты доказывают необходимость специальной работы по развитию слухового восприятия. Например, Саша А. улучшила свои результаты в восприятии отработанного речевого материала на слух от 6 % до 10 % (фразы с уроков), от 0 % до 38 % (фразы из текстов).
При восприятии незнакомого текста учащиеся испытывают трудности в его целостном восприятии. В начале обучения из 10 учащихся только 2 человека частично восприняли текст целиком, а при проверке за период обучения 3 учащихся восприняли текст частично (повторили отдельные слова, короткие фразы) и лишь 2 ученика смогли пересказать текст. Хотя в восприятии текста по фразам прослеживается положительная динамика - от 10 % до 94 %. Динамика наблюдается и в восприятии на слух слов от 0 - 32 % (в 1 классе) до 54 - 82 % (в конце учебного года). У некоторых учащихся значительно вырос уровень восприятия речи на слух (восприятие слов). Например, от 0 % до 61 % у Марины К. (4 класс 2 отд.), от 14 % до 94 % у Вероники Р. (3 класс 2 отд.). Отметим, что положительная динамика в работе по развитию слуха с каждым учащимся зависит от наличия у детей с КИ слухового опыта, времени проведения операции, наличия языковых навыков. Такая работа находится в тесной связи с расширением и обогащением словарного запаса учащихся, развитием умений грамматически верно оформлять связные высказывания для формирования монологической и диалогической речи.
