Э.В.Миронова, Н.Д.Шматко
ГНУ «ИКП РАО», Москва
В настоящее время активно развивается эффективный метод реабилитации глухих детей - кохлеарная имплантация. Данное оперативное вмешательство принципиально изменяет состояние слуха, которое максимально приближается к нормальному. Это создает условие для нормализации развития глухих детей, возможности их интеграции в массовые дошкольные и школьные учреждения.
Особенно эффективна кохлеарная имплантация для внезапно оглохших дошкольников, т.к. это позволяет вернуть ребенка в мир звуков и тем самым воспрепятствовать распаду его речи. Общеизвестно, что без адекватной медицинской и педагогической помощи маленький ребенок может полностью потерять речь за 2-4 месяца. Эти дети нуждаются в срочной кохлеарной имплантации (при отсутствии медицинских противопоказаний) и занятиях со специалистом.
По отношению к глухим дошкольникам, до проведения имплантации еще не говорившим или владевшим речью на уровне отдельных слов и фраз, особое значение приобретает адекватная организация реабилитационной педагогической работы после кохлеарной имплантации. Без систематического коррекционного обучения эти дети не смогут стать практически слышащими и говорящими. Однако организация их воспитания и обучения имеет отличительные черты по сравнению с глухими и слабослышащими детьми, пользующимися не имплантами, а индивидуальными слуховыми аппаратами.
Исследования и опыт обучения имплантированных детей в нашей стране и за рубежом убедительно доказывают, что успешность реабилитации таких дошкольников во многом определяется их постоянным пребыванием среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых и обеспечением их систематического коррекционного обучения.
В связи с этим адекватными формами коррекционной помощи имплантированным дошкольникам являются:
- воспитание дома под руководством специалиста; в этом случае коррекционные занятия с детьми могут проводиться в сурдологических кабинетах и в различных специализированных реабилитационных центрах, в группах кратковременного пребывания для детей с нарушениями слуха;
- воспитание и обучение в смешанной дошкольной группе, которую посещают 3-4 ребенка с нарушенным слухом (в том числе и имплантированные) и 11 нормально развивающихся слышащих дошкольников; в этом случае имплантированные дошкольники обеспечиваются ежедневной коррекционной помощью сурдопедагога, находясь при этом постоянно среди нормально слышащих и говорящих детей.
Воспитание и обучение имплантированных дошкольников в специальных группах (даже для имплантированных детей) в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида не позволяет соблюсти основное условие их успешной реабилитации - постоянное пребывание в среде нормально говорящих детей. Поэтому данная форма должна рассматриваться лишь как исключение. В таких случаях следует отдавать приоритет детским садам комбинированного вида с группами для слабослышащих детей. В данном учреждении особое внимание должно быть обращено на организацию целенаправленной интеграции имплантированных детей в коллектив слышащих сверстников с учетом уровня их психофизического и речевого развития: от временной частичной до постоянной полной. Родителям следует рекомендовать ежедневное посещение детского сада, что позволит обеспечить речевое общение со слышащими в семье, во дворе в вечернее время, а также при посещении кружков, студий, секций для нормально развивающихся детей.
