Иконникова С.В.
школа-интернат 33 для слабослышащих детей, Санкт-Петербург
Развитие слухового восприятия и произносительных навыков у учащихся с кохлеарными имплантами (КИ) является одной из ведущих задач школы для детей с нарушениями слуха. Эта работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Без специальной работы по развитию слухового восприятия слуховые резервы учащихся с КИ не используются в полной мере и, следовательно, снижается их возможность адаптироваться в окружающем мире. В результате систематической коррекционной работы слуховые образы слов, словосочетаний, фраз становятся более чёткими и дифференцированными, возрастает способность у учащихся воспринимать речевой материал и воспроизводить его.
Специальная работа по развитию слухового восприятия проводится на индивидуальных и групповых занятиях, на уроке «Фронтальный слуховой час» и решает следующие задачи:
- развитие способности эффективно пользоваться слухом в процессе речевого общения и восприятия слуховых образов /слов, словосочетаний, фраз/, помогая воспринимать звучащую речь в естественных ситуациях общения;
- формирование произносительных навыков, ритмико-интонационной стороны речи, практической ориентации в звучащем мире.
Для более эффективной работы по развитию слуха у имплантированных учащихся в школе еженедельно проводится дополнительное групповое занятие по развитию слухового восприятия. Занятие состоит из двух частей. В первой части занятия ученики с КИ учатся восприятию, опознаванию и различению речевого материала (слов, фраз, вопросов, текстов); во второй - неречевых и музыкальных звучаний.
Речевой материал первой части занятия связан с тематическим материалом фронтальных уроков: «До свидания, лето!», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Перелётные птицы», «Как звери готовятся к зиме», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «День защитников Отечества», «Транспорт», «Весна», «Мы жители Санкт-Петербурга» и т.д. Материал второй части занятия направлен на развитие слухового восприятия и различения неречевых и музыкальных звучаний. Дети учатся определять направление звука (слева, справа, сзади, спереди); различать высоту тона (резкий, высокий, низкий, грубый, нежный); различать голоса животных и птиц, шум транспорта, звуки леса, природные шумы, бытовые шумы; определять и различать музыкальные ритмы (марш, вальс, полька); определять характер музыкальных ритмов (весёлая мелодия - грустная, задорная - лиричная, жизнерадостная - печальная); отличать хоровое исполнение от сольного; различать музыку, речь, пение; обучаются речитативному пению (пение под КАРАОКЕ)
Обе части занятия часто связаны единой темой. Приведем пример занятия по теме «Зимующие птицы». На первом этапе работы учащимся предъявляются иллюстрации и таблички с названием птиц: сорока, ворона, синица, галка, клёст, сова и др. При этом школьники воспринимают на слух и воспроизводят звуковой образ слова. Работа над словом включает в себя разные виды заданий: определение количества слогов в слове (во - ро - бей); определение места ударного слога в слове (В слове воробей третий слог ударный); запись ритмического рисунка слова (воробей - татаТА); подбор к звучащему ритму слов (Тата - голубь, дятел, галка). В конце первой части занятия проводится слуховой диктант (дети воспринимают на слух названия птиц и записывают последовательно их на карточку). При оценке работ учащихся учитывается умение писать без пропусков, замен и перестановок букв, слогов. Воспринятый звуковой образ слова должен быть записан в соответствии с орфографическими и орфоэпическими нормами. Затем учащиеся воспринимают и различают словосочетания (длиннохвостая сорока, черноголовая синица, красногрудый снегирь, серая ворона и т.д). Построение работы аналогично работе со словом. Усложнением является включение этих слов и словосочетаний во фразы и текст.
На втором этапе занятия ученики воспринимают и различают голоса птиц. Сначала воспринимаются контрастные звучания (высокочастотные - свист синицы; низкочастотные - карканье вороны), а затем - звучания близкие в частотном диапазоне (свист синицы - чириканье воробьёв; крик галки - уханье совы). Дети учатся определять долготу, слитность звучания, высоту и громкость звучания, мелодичность. Затем в письменной форме отвечают, чей голос они услышали. Используются разные варианты ответов: Я услышал(а) …(свист синицы, крик галки, зов дятла). Это … (свистит синица, каркает ворона, воркует голубь, чирикает воробей, ухает сова, кричит галка) и др.
Данная работа проводится в системе и целенаправленно, что помогает имплантированным учащимся ориентироваться в окружающем мире, овладевать правилами коммуникации, учиться понимать речь, пользоваться вербальной речью.
