Светлова Е.Г.
Кировская областная клиническая психиатрическая больница им.В.М.Бехтерева
Традиция рассматривать нарушения письма в контексте проблем развития высших психических функций восходит к работам Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. Исследуя письмо как наиболее сложную, осознанную форму речевой деятельности, Л.С.Выготский выделил ряд предпосылок, способствующих успешному его освоению (собр. соч. в 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики. М., 1983. С.177-200). Лурия А.Р., впервые осуществивший нейропсихологический анализ письма, выявил сложную многокомпонентную и изменчивую, по мере развития навыка, структуру этого процесса, а также определил его психологическое содержание (Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002. С.10-77). Последующие исследования (Ахутина Т.В., Чиркина Г.В.и др.) подтвердили взаимосвязь нарушений письма и других психических функций, связанных с этим процессом, и указали на необходимость применения нейропсихологического анализа для изучения механизмов дисграфии, что не только позволяет прояснить этиологию данных нарушений, но и помогает определить дифференцированные направления коррекционной работы.
Целью данного исследования явилось получение практического опыта использования методов нейропсихологической диагностики в ходе обследования школьников, имеющих специфические нарушения письма. Всего в исследовании приняли участие 51 человек (34 мальчика и 17 девочек) в возрасте от 7,9 до 11 лет. Наряду с традиционным подходом к оценке состояния познавательных процессов применялись следующие нейропсихологические методы: определение специфики латеральных предпочтений в моторной, зрительной и слуховой сферах (всего 8 проб), а также исследование зрительно-пространственных функций и зрительно-пространственной памяти (копирование фигуры Тейлора и ее последующее воспроизведение на основе образов памяти).
В результате исследования была обнаружена полиморфная картина нарушений, свидетельствующая о задержке развития познавательных процессов. Так, несмотря на демонстрируемую готовность к выполнению заданий, познавательная деятельность практически у всех детей редко имела активный характер. Для 41,2% был свойственен низкий темп выполнения заданий. Устойчивость произвольного внимания и работоспособности были непродолжительными. Значительное количество детей имели признаки снижения фонематического слуха. У 60,8% выявлены нарушения слухоречевой памяти (у 8% из них они проявились в грубой форме). При исследовании речемыслительных процессов усредненный показатель доступности обобщения составил 52,8 балла (макс.зн. = 100 б.), а показатель достаточности речевого обоснования - всего 34 балла (макс.зн. = 100 б.). 47% испытывали трудности ориентировки в конструктивных заданиях и нуждались в предварительном обучении. 60,8% школьников оказались недоступны в возрастном объеме задачи методики Кооса. Отмечалась недостаточность произвольной регуляции поведения. Многие дети отличались повышенной аффективностью и эмоциональностью.
Определение специфики латерального профиля выявило заметную выраженность у обследованных школьников признаков левшества, особенно ярко проявившуюся в моторной сфере (левостороннее предпочтение выявлено у 46,8% детей). При этом, 97% обследованных школьников считали себя «правшами».
Анализ результатов исследования зрительно-пространственных функций свидетельствует о дефиците стратегии копирования у детей, страдающих дисграфией: только 27% из них используют в работе целостную (нормативную) стратегию. Кроме этого, значительная часть детей выполняла копирование фигуры Тейлора в направлении справо-налево, что указывает на несформированность межполушарных взаимодействий. В процессе копирования 88% школьников допустили значительное количество ошибок, преимущественно структурно-топологических и метрических, что свидетельствует о правополушарной функциональной недостаточности. При воспроизведения фигуры «по памяти» число ошибок возрастало в 1,6 раза. Причем, эти особенности оптико-пространственной деятельности характерны в равной степени как для мальчиков-дисграфиков, так и для девочек. Более 63% детей, опираясь на следы памяти, смогли воссоздать лишь менее 1/3 элементов фигуры.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что дисграфия у обследованных детей сочетается со снижением уровня психической активности, истощаемостью, недостаточностью произвольной регуляциии поведения и нарушениями практически всех познавательных процессов (внимания, памяти, речемыслительной деятельности). В основе этих нарушений лежит функциональная недостаточность работы мозга. Следовательно, применение методов нейропсихологической диагностики является наиболее адекватным способом выявления скрытых механизмов дефекта. Кроме этого, в ходе исследования подтвердились имеющиеся в литературе данные о накоплении признаков левшества у дисграфиков и преобладании у них правополушарных трудностей.
