Храковская М.Г.
Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург
В отечественной науке накоплен основательный опыт изучения механизмов нарушений психических функций, созданы разнообразные методы их восстановления, позволяющие достаточно успешно осуществлять реабилитацию больных с афазией и нарушениями других психических функций (Лурия А.С., 1947, 1962, 1973; Бейн У.С., 1964; Коган В.М., 1962, Оппель В.В., 1972; Цветкова Л.С., 1972; Шохор-Троцкая М.Н., 1972; Шкловский В.М., Визель Т.Г., Боровенко В.В., 1982; Шкловский В.В, Визель Т.Г., 2000; и др.). Вместе с тем, неуклонная тенденция к увеличению числа больных с инсультами, черепно-мозговыми травмами, в том числе и молодого трудоспособного возраста, определяет необходимость продолжения изучения путей оптимизации нейрореабилитационного процесса, а возможно и создания новых направлений в восстановлении высших психических функций у этого контингента больных.
Одно из таких направлений представлено в докладе. Поддерживая идею афазиологов (Оппель В.В., 1972; Шохор-Троцкая М.Н., 1972) о возможности использования автоматизированных речевых связей в качестве приоритетного пускового механизма для восстановления речи в остром периоде, нами было предложено распространить идею такого подхода на методики восстановления письма, счета, зрительного гнозиса, речевой системы у больных с СмА и других психических функций. Во всех разработанных нами методиках в начальной стадии работы используются в качестве опорных автоматизированные операции наиболее сохранных уровней восстанавливаемых психических функций.
Восстановительный процесс по этим методикам не предполагает обучения и тем более переобучения, на занятиях не повторяется путь формирования психических функций заново на основе перестройки или замещения с использованием резервных возможностей анализаторов. Методы восстановления являются по типу компенсации обходными. Восстановление происходит на основе мобилизации системных свойств сформированных функций.
При восстановлении устной и письменной речи мобилизуются естественные и потому упроченные связи слов в языковой системе (синтагматические и парадигматические), а также языковые парадигмы словоизменения и словообразования.
Преодоление акалькулии предполагает опору на различные варианты порядкового счета, которые являются достаточно упроченными речевыми рядами. Эта упорядоченность числительных в жесткие последовательные (и тем пространственно зафиксированные) ряды, закреплена в речи взрослых в виде речевых стереотипов, и в силу этого асимметричные отношения чисел в системе счисления оказываются как бы сцементированными
При восстановлении оптико-пространственной агнозии и алексии, особенно на начальном этапе, ставится задача восстановления способности управлять взором, являющейся важнейшим системным компонентом оптико-пространственных функций.
Использование таким образом системных свойств той или иной психической функции позволяет «запускать» функциональные системы и реализовать нарушенные психологические процессы в форме, приближенной к преморбидному уровню.
