Поварова И.А.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Велика роль коммуникативной деятельности человека в современном мире. Речь занимает особое положение в иерархии психических процессов, благодаря чему выступает как основное средство общения, орудие мышления и является частью человеческой культуры. Анализ феномена общения, его сущностных характеристик невозможен в рамках какой-либо одной научной дисциплины. Здесь в полной мере необходим междисциплинарный подход, как единственно адекватный данному понятию. Феномен «общение», занимает место в проблемных полях достаточно большого количества фундаментальных наук, каждая из которых, имея специфический предмет исследования и терминологический аппарат, свои концептуальные и методологические принципы, методы исследования, основное внимание уделяет рассмотрению отдельных граней данного феномена, что отражает современный этап развития научных знаний, рассматривающих общение как многоаспектный объект познания. Системно-структурный подход, основанный на интеграции знаний нейрофизиологии, психофизиологии, психологии, психолингвистики, логопедии и других смежных дисциплин, изучающих речевую деятельность, открывает широкие перспективы в решении вопросов совершенствования коррекционного воздействия при речевых нарушениях. Одной из актуальных проблем является становление и развитие личности в ситуации затрудненного и нарушенного общения. Продуктивным с точки зрения изучения проблем личности как субъекта деятельности и общения в условиях затрудненной социальной коммуникации является изучение личности как субъекта жизнедеятельности.
Проблема дальнейшего совершенствования новых стратегий диагностики психофизиологических механизмов при реализации речевой деятельности, оптимизация психолого-педагогической деятельности при речевой патологии является одной из приоритетных задач в современной отечественной специальной педагогике и психологии. Важна разработка путей повышения эффективности деятельности - трудовой, учебной, воспитательной, коррекционной, а также процесса социореабилитации в целом.
Общение человека есть субъектно-субъектный вид его деятельности, единственный из всех ее видов, который связан с личностной природой. Одна из важнейших онтологических особенностей общения - его процессуальность. В общении одна личность во всей полноте ее бытия приобщается с максимально возможной степенью интимности к такому же полному бытию другой личности. Вместе с тем, наблюдающийся в настоящее время комплекс неблагоприятных факторов ведет к снижению индекса здоровья населения, обуславливает повышение заболеваемости, в том числе и распространенность речевой патологии. В то же время к личности предъявляются все более высокие требования в плане владения и поддерживания эффективного речевого общения в самых разнообразных ситуациях жизнедеятельности.
Одним из базовых учений, составляющих теоретико-методологическую базу исследований, направленных на изучение своеобразия функционирования в условиях затрудненного общения на личностно-индивидуальном уровне является учение Л.С. Выготского о влиянии дефекта на развитие человека и возможности преодоления его последствий. Ослабление возможностей моторной реализации высказывания при заикании оказывает прежде всего негативное влияние на реализацию коммуникативной и перцептивной сторон речевой деятельности, что неминуемо негативно сказывается и на взаимоотношениях.
В свете современных психологических представлений о многоступенчатости информации, поступающей к субъекту межличностного взаимодействия (общеосведомительной, осведомительной и оперативно-регулятивной) и функциях, выполняемых данной информацией (осведомительной, регулятивной и прагматической), становится очевидным, что действие общепсихологических механизмов отражения партнера в условиях нарушения плавности, слитности речи при заикании затрудняется. Личность, затрудняющая общение, отличается тем, что ей присущи глубокие внутриличностные конфликты, находящие отражение в дисгармонии экспрессии, в степени соответствия (конгруэнтности) внешнего и внутреннего поведения личности, в степени осознания и целенаправленного управления выражением своих интенций, состояний, отношений.
Заикание, как впрочем, и другая патология речи и голоса может вызвать дезорганизацию межличностных отношений в основных сферах жизнедеятельности, ограничивая текущую целенаправленную деятельности человека, нарушая ее результативность и адаптивный характер, что проявляется в недостаточной способности к самоактуализации, самовыражению, характеризуется торможением творческой продуктивности и активности личности в целом.
Заикание в значительной степени влияет на эффективность процесса коммуникации, обусловливает психоэмоциональное напряжение, что связано с неблагоприятным отражением в сознании заикающегося человека личностной значимости и оценок жизненных ситуаций, отношений к себе и другим, степени удовлетворения основных потребностей. Тревожный комплекс, который формируется у заикающегося, с одной стороны, представляет неудовлетворенность собой, проявление неудовлетворенностью своей речью (как средством достижения жизненных ценностей), с другой стороны - является фактором, регулирующим его коммуникативное поведение и определяющим субъективное восприятие качества жизни.
Вопросы комплексного подхода к проблеме коррекции заикания необходимо решать при органичном включении в диагностический блок психофизиологических исследований. Эта информация имеет большое значение для решения практических задач. Такой подход позволяет выделить его составляющие: функциональную - собственно нарушение коммуникативно-речевой деятельности, определив этиопатогенетические механизмы патологии, и невротическую - личностные проблемы, связанные с речевым общением. Заключение о степени тяжести заикания целесообразно делать на основе взаимосвязи данных составляющих, что позволит наиболее точно определить «симптом-мишень» и прогнозировать реабиалитационный потенциал и прогноз.
Выявление уровня сохранной речи и нарушений коммуникативно-речевой деятельности и личностные проблемы индивида, связанные с затрудненным речевым общением, реализуют концепцию холлистического подхода к субъекту затрудненного речевого общения.
Полученные в ходе психолого-педагогического исследования 60 заикающихся в возратсе от 14 до 45 лет данные позволили установить возрастные особенности соотношения личностных и речевых характеристик по показателям степени тяжести заикания; выделить основные группы испытуемых по соотношению личностных и речевых изменений в процессе комплексной коррекции речевой патологии; определить основные условия положительной личностной и речевой динамики. Установлены зависимости между речевыми и личностными изменениями у заикающихся в процессе реабилитации и выявлено их своеобразие. Определена роль личностных изменений в восстановлении нарушенного речевого общения. Выделены группы заикающихся по соотношению речевых и личностных характеристик до и после реабилитации; установлены различия между ними. Выделение подгрупп позволило выявить возрастные особенности динамики личностно-речевых характеристик в процессе реабилитации и охарактеризовать условия наиболее эффективного речевого общения для каждой возрастной группы.
Полученные данные раскрывают дополнительные возможности патогенетической терапии. В частности, личностно-ориентированный подход значим при устранении заикания. Применительно к феномену коррекции нарушенного речевого общения у заикающихся следует подходить не только с позиций исправления нарушений экспрессивной речи (при совершенствовании ее произносительной стороны), но и с учетом компенсаторных и гиперкомпенсаторных возможностей личности общих механизмов личностного развития, приводящих к гармонизации взаимодействия «личность-среда» на системном уровне. Овладение новым речевым навыком связано с формированием у заикающихся речевой саморегуляции - комплексом знаний, умений и навыков, позволяющих человеку грамотно управлять своей коммуникативно-речевой деятельностью и самостоятельно преодолевать речевые трудности.
Опираясь на подобный подход, специалисты могут планировать лечение, прогнозировать его результаты (определяя реабилитационный потенциал и прогноз для каждого пациента), делать определенные акценты в работе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход, добиваться большей эффективности в социальной адаптации лиц с заиканием. Это способствует развитию способностей и личностных потенциалов, личностной динамике, прежде всего в области самооценки личностных реакций и установок заикающегося, что отражается на поведенческом уровне и сфере перцепции межличностных отношений с окружающими. И это, безусловно, значимо, так как позволяет не только решить внутренние проблемы, но и открывает принципиально иные горизонты - в межличностном взаимодействии, проявлении способностей и талантов личности, достижении успеха в творчестве или карьере.
