Батин В.И., Батина С.Ю., Филимонова И.А.
Кафедра - лаборатория «Логопедии и клинических основ патологии речи» филиала МСГИ в городе Ярославле при реабилитационном центре ЯОКБ.
В публикациях, посвященных проблемам афазии, все чаще встречается утверждение, что процесс восстановительного обучения должен начинаться как можно раньше. Но различные авторы указывают различные сроки начала занятий. Анализ существующих на данный момент монографий и учебных пособий показал, что, в основном, они написаны, базируясь на исследовании пациентов, находящихся в раннем или позднем восстановительном периоде, причем исследования проводились преимущественно на пациентах, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.
Более ранние работы, выпущенные в 50-х - 70-х годах, описывают процесс восстановительного обучения в остром периоде заболевания, но на тот период времени ввиду отсутствия объективных методов нейровизуализации не существовало четких представлений о патоморфологических и патофизиологических процессах, происходящих в поврежденном головном мозге. Следовательно, методы восстановительного обучения строились в основном на имперических предположениях.
С развитием современной техники и новых методов нейровизуализации появилась возможность более подробно изучить процессы, происходящие непосредственно в очаге поражения головного мозга и в прилежащих к очагу поражения областях.
Данные, полученные путем изучения патоморфологических и патофизиологических процессов, клинических проявлений основного заболевания и речевых нарушений, а также сопоставления этих данных с данными нейровизуализации позволили нам теоретически обосновать необходимость наиболее раннего начала восстановительного обучения.
В работе мы исходили из того, что очаг поражения головного мозга имеет несколько зон, которые выделяли в своих исследованиях Ю.В. Зотов, В.В. Щедренок, основываясь на изучении кровотока в зоне очага поражения. В своей работе они описывают три основных зоны поражения: зона деструкции, зона редуцированного и зона осциллирующего кровотока. Зона деструкции представляет собой область, содержащую остатки поврежденных клеток и аксонов. Эта зона не подлежит восстановлению.
В зонах редуцированного и осциллирующего кровотока отмечается выраженное нарушение кровообращения. В этих зонах клетки находятся в состоянии парабиоза (парабиоз - снижение клеточного метаболизма до критического уровня). По данным А.Р. Лурия и его школы, существует и еще более широкая зона - зона диашиза (диашиз - функциональное нарушение нейромедиации). В случае несвоевременного и неадекватного воздействия на зону редуцированного и осциллирующего кровотока клетки этих зон начинают «умирать», что приводит к расширению зоны деструкции, а, следовательно, к более грубым неврологическим и речевым дефектам в раннем и позднем восстановительных периодах.
Таким образом, поскольку динамика речевых нарушений имеет прямую связь с изменениями, происходящими в патологическом очаге, то и динамику развития данных речевых нарушений следует рассматривать с учетом стадии развития основного заболевания. Об этом в своей монографии пишет афазиолог Митчелл Критчли (1975 год).
Процесс восстановительного обучения следует начинать уже от момента стабилизации витальных функций и восстановления сознания пациента. Только в этом случае можно добиться значительного уменьшения или полного регресса даже грубых речевых нарушений в более поздних восстановительных периодах. Это утверждение подтверждается и нашими экспериментальными данными.
Обоснование необходимости коррекции речи у больных в остром периоде основного заболевания
Батин В.И., Батина С.Ю., Филимонова И.А. Кафедра - лаборатория «Логопедии и клинических основ патологии речи» филиала МСГИ в городе Ярославле при реабилитационном центре ЯОКБ.
