Степанова Г.М.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Распространенность голосовых нарушений среди взрослых и среди детей по данным исследователей увеличивается. Очевидна необходимость более эффективной профилактической работы и совершенствования фонокоррекционных методик.
Результативность профилактики голосовых расстройств зависит от своевременного выявления и устранения провоцирующих нарушения голоса причин. В процессе онтогенеза голосовой аппарат ребенка развивается, изменяется механизм голосообразования. Для успешной фоновосстановительной работы с детьми необходим целостный подход, корригирующая и развивающая тактика: воздействие на механизм заболевания в первую очередь, на этиологию, а потом уже на отдельные симптомы.
Целью нашего исследования являлось выявление основных причин наиболее часто встречающихся у детей расстройств голоса и изучение возможностей применения метода адаптивного биоуправления для профилактики и устранения этих нарушений.
Нами было обследовано 170 детей с патологией голоса в возрасте от 5 до 16 лет, проходивших курс фонотерапии в СПб НИИ ЛОР. Были определены наиболее распространенные среди них голосовые заболевания: узелки голосовых складок - 45 %, функциональные нарушения голоса - 36 %, хронический ларингит - 11 %.
В процессе исследования проводили анкетирование, комплексное логопедическое обследование, психологическое тестирование. Пакет психологических методик включал тест самооценки методом шкалирования, цветовой тест Люшера, шкалу оценки речевой тревоги Р. Эриксона, тест школьной тревожности Филлипса и тест оценки личностной тревожности Спилбергера - Ханина. В процессе диагностики и на всех этапах фонокоррекции нами применялся метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - метод ДАС-БОС. Диагностический сеанс ДАС-БОС показывал частоту фонационного дыхания, длину дыхательного цикла, позволял судить о функциональном состоянии ребенка, выявлял погрешности фонационной техники, проявляющиеся при психическом напряжении.
По результатам обследования было выявлено, что наиболее частыми причинами дисфоний являлись: нарушение техники фонации, перенапряжение голоса и психоэмоциональные расстройства, различные изменения со стороны нервной системы, частые простудные заболевания.
Для большинства детей с вторичными органическими нарушениями голоса и функциональными расстройствами были характерны повышенная личностная тревожность, эмоциональность, впечатлительность. В семьях нередко наблюдались дисгармоничные отношения, либо психотравмирующие воздействия в школьной среде провоцировали дисфонии у детей с определенными характерологическими особенностями. Негативные эмоции проявлялись в повышенном мышечном и эмоциональном напряжении, следствием которого являлась форсированная или сдавленная, зажатая фонация. Повторяющееся нефизиологичное голосоведение приводило к дискоординации слаженного фонаторного процесса. У 76% детей с узелками голосовых складок и хроническим ларингитом отмечалась гиперактивность. Следствием повышенной речевой активности, форсирования голоса и злоупотребления твердой атакой при дезорганизованном фонационном дыхании являлось перенапряжение голоса.
У многих детей были неврологические заболевания в раннем возрасте, а на момент обследования 29% подростков с мутационной дисфонией и 40% детей с функциональной афонией страдали вегето-сосудистой дистонией.
У всех детей были выявлены погрешности фонационной техники. Наиболее часто было нарушено дыхание, наблюдался дисбаланс мышечного тонуса, твердая голосоподача, нерационально использовалась артикуляторно - резонаторная система. Перенапряжение голоса при неправильной фонационной технике или на фоне повторяющихся простудных заболеваний являлось причиной голосового расстройства.
Для профилактики голосовых нарушений следует уделять внимание воспитанию у ребенка речевой техники, своевременно устранять возникающее психоэмоциональное напряжение, соблюдать гигиену голоса. Метод ДАС-БОС способствует снятию мышечного и психического напряжения, улучшению функционального состояния организма и позволяет с помощью внешних афферентных связей в процессе выполнения игровых заданий быстрее и легче сформировать диафрагмальное дыхание, найти оптимальный его алгоритм для каждого ребенка. Известно, что причиной дисфонии может быть лишь нарушенное дыхание и мышечное напряжение. В процессе тренировок совершенствуется самоконтроль, включаются резервные возможности организма, повышается его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, снижаются невротические проявления и стабилизируется эмоциональное состояние, фонотерапия становится более эффективной. У 88 % детей наблюдалось выздоровление и значительное улучшение, у 12 % - улучшение голоса. Данный метод биоуправления может быть рекомендован не только для коррекции, но и для профилактики нарушений голоса.
