Валькова И.А.
Санкт-Петербург
Опыт, предоставляемый ребенку в семье, существенным образом определяет его коммуникативное, умственное и эмоциональное развитие (Ainsworth, 1978; Brazelton, 1991; Лисина, 1983; Мухамедрахимов, 1999). Рождение ребенка, имеющего нарушение развития, влияет на состояние и поведение родителей, что приводит к ряду особенностей взаимодействия родителя с ребенком по сравнению с семьями, воспитывающими типично развивающихся детей (Barnard, 1997; Beckwith, 1996; Исенина, 1999). Качество взаимодействия родителя и ребенка с особыми потребностями определяется индивидуальными особенностями родителей, их опытом; культурой, семейными взаимоотношениями, а также зависит от особенностей психического развития ребенка, характера и тяжести нарушения (Guralnisk, 1992; Мухамедрахимов, 1999; Пальмов, 2003). Стратегии поведения в паре, которые способствуют приобретению ребёнком познавательных навыков и освоению им языка: способность матери устанавливать объединенное внимание с ребенком, предоставление ребенку времени для ответа, собственное активное участие ребенка в выборе объекта внимания, отклик матери, соответствующий потребностям ребенка. Освоение языка ребенком облегчается, если: 1) взрослый разрешает ребенку определять или изменять тему разговора (Barners, Gutfreund, Satterly, Wells, 1983; Tomasello, Todd, 1983); 2) допускает свободные высказывания (Wood, 1976); 3) позволяет ребенку перехватывать инициативу в общении (Wood, Wood, 1983). Наоборот, контроль над выбором темы разговора или игры; высказывания и реакции, несвязанные с предыдущими размышлениями и действиями ребенка; преобладание взрослого в диалоге рассматривается как фактор, который препятствуют развитию ребенка.
В парах слышащих матерей и детей с патологией слуха наблюдается нарушение взаимодействия, по сравнению с парами слышащих матерей со слышащими детьми, и парами, где и мама и ребенок имеют нарушения слуха (Jamieson, 1995). Слышащие матери детей с нарушением слуха используют много эффективных стратегий инициирования и поддержания взаимодействия, но этим парам часто свойственна асинхрония, а именно, чрезмерный материнский контроль и зависимость ребенка (Jamieson, 1995). Предполагаются, что именно реакции (ответы) слышащего взрослого ребенку с нарушением слуха порождают определенные коммуникативные трудности ребенка. Слышащие матери глухих детей стремятся контролировать и руководить процессом общения во время взаимодействия, и в меньшей степени прислушиваются к инициативе ребенка в ситуации игры (Meadow, Creenberg, Erting, Carmichael, 1982), или при решении ребенком какой-либо задачи (Jamieson, 1994). Описываемые трудности во взаимодействии пары могут быть результатом несоответствия поведения взрослого возможностям ребенка, а также зависят от того, как родитель воспринимает и понимает состояние ребенка и его поведение (Schlesinger, 1987). Излишний коммуникативный контроль взрослого определяется лингвистической некомпетентностью ребенка (Nienhuys, Cross, Horsborough, 1984), и тем, что в ситуации общения ребенок может реагировать неуместно или с задержкой (Erting, 1988; Jamieson, 1994).
В связи с этим на первоначальном этапе помощи детям раннего возраста с нарушением слуха важным направлением является координация усилий педагогов и родителей на организацию правильного взаимодействия взрослых с ребёнком.
Родители нуждаются не только в объяснении состояния ребенка, его особенностей; в информации как способствовать его развитию, но и в профессиональной поддержке их родительской способности использовать естественные ситуации взаимодействия с ребенком для развития его познавательных и коммуникативных способностей.
При реализации традиционного педагогического подхода, направленного на улучшение способностей слухового восприятия и развития качества речи, необходимо обеспечивать ребёнку возможность проявлять инициативу в общении и игре. Разрабатывая содержание программы индивидуальной помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушением слуха, необходимо учитывать возможности, потребности, интересы и приоритеты ребенка раннего возраста; уделять значительное внимание работе с родителями. В работе анализируется опыт работы с семьями детей с нарушенным слухом в этом направлении.
