Лютин Д.В.***, Крутелев Н.А., Смирнова Т.И., Иванова Н.В.***, Матвеева А.С.***
*ДГБ №19 им.Раухфуса,
**НИДОИ им. Т.И. Турнера,
***ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
В настоящее время проблема реабилитации детей с ранним детским аутизмом (РДА) и аутистикоподобными нарушениями развития (АНР) стоит особенно остро в связи со значительным увеличением количества больных детей, нуждающихся в компетентной помощи.
Целью данного исследования является изучение особенностей речевого развития и разработка модифицированных методов комплексной коррекции нарушения речевого развития у детей с РДА и АНР.
Нами обследовано 5 детей с диагнозом РДА и АНР и 10 детей с задержкой психоречевого развития и АНР в возрасте от 3 до 6 лет. Обследование было направлено на исключение грубой органической патологии головного мозга, определение уровня общего интеллекта (уровня психического развития) и оценку речевой функции. Обследование проводилось врачом-психиатром, врачом-неврологом, психологом и логопедом.
Также проводилось электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ), нейросонография (УЗИ головного мозга), доплерографическое исследование шейного отдела позвоночника (УЗИ ШОП).
Психологическое обследование выявило снижение общего эмоционального фона детей, нарушение эмоционального контакта, наличие отрицательной избирательности, резко затрудняющей социализацию и адаптацию в мире, стремление к ограничению взаимодействия с окружающими, присутствие симбиотической связи с близким человеком, выраженную стереотипию движений, моторную неловкость, затрудненность и специфичность восприятия, стремление к повторению воспроизведения ощущений. У четверых детей нарушения поведения в структуре основного заболевания превалировали над речевыми.
Логопедическое обследование обнаружило у двоих детей мутизм, у остальных отсутствие или резкое ограничение потребности в общении, артикуляторную апраксию, выраженную задержку и специфичность речевого развития, спонтанные стереотипные вокализации и повторения звукокомплексов, слов и словосочетаний, эхолалии.
Дети прошли курс комплексного лечения и коррекционных занятий, что позволило получить положительную динамику в состоянии психоречевого развития и определить перспективы коррекционного процесса.
В том случае, когда в клинической картине на первое место, помимо признаков задержки речевого и психического развития, выходят симптомы нарушения поведения (хаотичность, гиперактивность, элементы гетеро- и/или аутоагрессивного поведения, стереотипии), на первое место в терапии выходят атипичные антипсихотики. В подобных случаях, в нашей практике мы используем в качестве стартовой терапии рисперидон с титрованием до минимальной эффективной дозы.
Последовательное введение в терапию препарата мемантина гидрохлорида в качестве препарата обладающего отчетливым нейропротективным действием, обусловлено представлением о расстройствах развития, как о проявлениях идиопатического неспецифического нарушения формирования нейрональных связей и нейрохимического, нейромедиаторного дисбаланса.
Психокоррекционная работа включает развитие представлений о себе и об окружающем, помощь в понимании других людей, в овладении навыками коммуникации, преодолении бытовой неприспособленности, развитие внимания с опорой на фиксацию на определенной деятельности методом сенсорной стимуляции, развитие произвольности восприятия и памяти, сюжетизацию деятельности, организацию регламентированного стереотипа обучающего урока.
Логопедическая работа включает развитие речевого подражания, стимуляцию речевой инициативы, вызывание речевого отклика, непроизвольной словесной реакции, ритмизацию вокализаций, преодоление артикуляторной апраксии, растормаживание речи, развитие понимания речи, приучение к осмыслению и оречевлению (комментированию) элементов действий, проговаривание эмоциональных ощущений и анализ воспринятого материала, сопровождение речью рисования и конструирования, обучение чтению, счёту и письму.
Выводы:
- Задержка речевого развития в структуре общих расстройств развития (в т.ч. аутистических и аутистикоподобных расстройств) требует адекватной медикаментозной терапии, которая является фоном коррекционной работы психологов и логопедов-дефектологов или предшествует ей.
- Мемантина гидрохлорид в наших наблюдениях способствует появлению целенаправленности в поведении, улучшает способность к взаимодействию со специалистом в ходе коррекционных занятий, что в целом отражается на эффективности коррекционной программы.
- Внедрение современных методов лечения и коррекции в психиатрии, психологии и логопедии позволяет с достаточной эффективностью организовывать реабилитационный процесс у пациентов, страдающих детским аутизмом (РДА) и аутистикоподобными нарушениями развития (АНР).
Заключение:
Социализация детей с РДА и АНР, создание адаптационных обучающих программ, коррекция психологического и речевого развития наряду с квалифицированным и компетентным лечением у сертифицированных психиатров и неврологов являются первоочередными задачами специалистов медико-психолого-педагогического направления и определяют пути решения проблемы введения детей с РДА и АНР в окружающий мир.
Мультидисциплинарный подход к коррекции нарушений речевого развития при раннем детском аутизме и аутистикоподобных состояниях
Лютин Д.В.***, Крутелев Н.А., Смирнова Т.И., Иванова Н.В.***, Матвеева А.С.*** *ДГБ №19 им.Раухфуса, **НИДОИ им. Т.И. Турнера, ***ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
