Полулященко И. В.
МУЗ “МСЧ - 2” Детская поликлиника, г. Норильск
Ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами нёба и губы, по классификации Всемирной Организации Здравоохранения, отнесена к тяжёлым речевым расстройствам и представляет собой серьёзную проблему для различных отраслей медицины и педагогики.
В структуре органической ринололии на почве врождённых расщелин нёба выделяют сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного медико - психолого - педагогического воздействия на лиц с данной патологией. Дети с врождёнными расщелинами находятся под наблюдением медицинских специалистов с первых дней жизни. В зависимости от возраста ребёнка, его соматического состояния, вида дефекта на каждом из этапов лечения ведущая роль может принадлежать различным специалистам. Тесная взаимосвязь и преемственность в работе всех участников лечебно - коррекционного процесса - определяет успех ранней социальной и медицинской реабилитации детей с органической врождённой ринолалией.
Эффективность логопедического воздействия при органической открытой ринолалии зависит от сроков и вида оперативного вмешательства.
Мы рекомендуем родителям таких детей направить свои усилия на создание благоприятных условий для проведения операции, на профилактику астенического сииндрома. Дети с врождёнными расщелинами обычно растут физически ослабленными и наиболее предрасположены к простудным заболеваниям, поэтому они особенно нуждаются в лечебно - оздоровительных мероприятиях: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Им необходим массаж и лечебная гимнастика. Весь комплекс лечебного воздействия строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
В настоящее время особенно важным является раннее начало логопедических занятий. Весь комплекс логопедического воздействия строится с учётом анатомических особенностей артикуляционного аппарата до и после операции.
Как правило, врождённая органическая ринолалия сопровождается синдромом общего недоразвития речи в той или иной степени, что значительно осложняет работу логопеда. Логопедическая работа носит длительный и дифференцированный характер, учитывается механизм нарушения, структура дефекта, психологические и возрастные возможности ребенка.
Достаточно раннее начало целенаправленной логопедической работы обеспечивает не только коррекцию речевой функции, но и предупреждение многих вторичных нарушений в психическом развитии, так как у детей с данной патологией отмечаются особенности не только в их речевом развитии, но отставание таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, необходимых для полноценного развития ребёнка. Поэтому необходимо начинать коррекционный процесс именно с занятий по развитию памяти, аналитико - синтетической функции, внимания и логического мышления. Эта работа проводится на протяжении всего периода коррекционного воздействия и способствует формированию речевой и психологической готовности детей к школьному обучению.
Врождённая челюстно - лицевая патология является также причиной личностных нарушений, социальной дезадаптации детей. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения мы рекомендуем посещение детских образовательных учреждений, занятия в детском Центре раннего развития, в Центре внешкольной работы, в воскресной школе, в спортивных секциях, в музыкальной и художественной школах. Способствуем, таким образом, созданию оптимальных условий развития речевой деятельности детей с ринолалией. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания детей с органической врождённой ринолалией можно наблюдать позитивную динамику развития речевой и познавательной функций. Успешность работы всех специалистов (врачей и педагогов) во многом будет зависеть и от степени участия и правильного поведения родителей.
Таким образом, преодоление ринолалии, является комплексной медико - педагогической проблемой и требует дальнейшего совершенствования методических рекомендаций.
