Петрова О.С., Батин В.И., Батина СЮ.
Кафедра - лаборатория «Логопедии и клинических основ патологии речи» филиала МСГИ в г.Ярославле при реабилитационном центре ЯОКБ.
Одним из основных принципов восстановления речи при органических поражениях головного мозга является принцип комплексности, то есть сочетания приемов и принципов медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Тем не менее, вопросы комплексного подхода до сих пор во многом остаются неразработанными. Это, по нашему мнению, происходит из-за следующих объективных причин:
- отсутствие согласованности в действиях специалистов смежных специальностей;
- отсутствие достаточных знаний у специалистов в смежных дисциплинах - у неврологов в области нейропсихологии и логопедии, у логопедов в области неврологии и нейропсихологии и т.д.;
- отсутствие учета фаз и принципов действия применяемых медикаментозных препаратов и методов медицинского и психолого-педагогического воздействия;
- отсутствие связи стадий основного заболевания с методами и приемами, прежде всего психолого-педагогической и речевой реабилитации.
Все это приводит к тому, что процесс реабилитации затягивается на довольно продолжительный период.
Исходя из данных, приводимых Ю.В. Зотовым и В.В. Щедренком, деструктивные процессы в очаге поражения наиболее интенсивно протекают на 2-6 сутки от момента мозговой катастрофы. Далее постепенно начинают формироваться стойкие патологические изменения. Тем не менее, в литературе, посвященной процессу медицинской, нейропсихологической и речевой реабилитации, указывается на то, что восстановительное обучение должно начинаться в раннем восстановительном, а не в остром периоде основного заболевания. У нейропсихологов также бытует мнение, что восстановление высших психических функций должно начинаться только после формирования нейропсихологического синдрома.
Если проанализировать схему нейрореабилитационной терапии, приводимой Т.Д. Демиденко в своей монографии «Реабилитация при цереброваскулярной патологии», то мы увидим, что основная доля приходится на медикаментозное воздействие. В меньшей степени используются психотерапия и лечебная физкультура, которые в основном ограничиваются лечением положением. Речевая реабилитация и реабилитация неречевых высших психических функций отодвигается на этап раннего восстановительного лечения, которое проводится в основном на дому. На этот период как раз и приходится формирование нейропсихологического синдрома.
Таким образом, на период формирования стойких патологических морфологических изменений в очаге поражения приходится в основном медикаментозная терапия.
Тем не менее, современные исследования показывают, что наиболее эффективным методом является сочетание медикаментозного воздействия с методами лечебной физкультуры, массажа, психотерапии и приемов нейропсихологического и логопедического воздействия уже в первые сутки (если позволяет состояние больного) после перенесенной мозговой катастрофы.
Полученные нами экспериментальные данные свидетельствуют о том, что только раннее начало восстановления речи различных формах афазии дает хорошие стойкие положительные результаты, как со стороны речевой функции, так и со стороны неречевых высших психических функций.
Комплексная медико-психолого-педагогическая методика восстановления речи при различных формах афазии в остром периоде основного заболевания Петрова О.С., Батин В.И., Батина СЮ. Кафедра - лаборатория «Логопедии и клинических основ патологии речи» филиала Московского социально-гуманитарного института в городе Ярославле при реабилитационном центре ЯОКБ.
