Рыскина В.Л.
СПб Институт раннего вмешательства
Чтобы стать коммуникативно компетентным, ребенку нужно овладеть структурой языка и правилами прагматики. Таким образом, оценку коммуникативной способности ребенка обычно разделяют на два аспекта - структурный и функционально-прагматический. (Roth P.,1997). Некоторые дети демонстрируют "прагматический дефицит" - гораздо более серьезный, чем проблемы с освоением языковых единиц. Другие более успешны в прагматике, но при этим имеют "структурный дефицит", им не хватает языковых единиц для выражения коммуникативных интенций. Это свидетельствует о том, что само по себе знание языковых единиц и структур еще не гарантирует успешного овладения языком как средством коммуникации.
Традиционно при анализе речи ребенка большее внимание уделяется структурному аспекту - то есть проводящего оценку специалиста больше интересует то, чем пользуется ребенок (сколько слов имеет в лексиконе, какова длина фразы и т.п.), чем-то, в каких ситуациях он пользуется словами и фразами или использует другие средства. Все разнообразие средств коммуникации до сих рассматривалось более психологами, чем логопедами и лингвистами (так, М.И. Лисина (1986) выделяла экспрессивно - мимические, предметно- действенные и речевые средства коммуникации (общения).
В последнее время на фоне все возрастающего интереса к проблемам раннего вмешательства, часто возникает вопрос об оценке раннего коммуникативного развития, таким образом, о разных видах оценки прагматического аспекта (целей, мотивов вступления в коммуникацию, самих коммуникативных намерений, которые стремится выразить ребенок). Это имеет особенно большое значение для работы с детьми с нарушениями в развитии (двигательными проблемами, множественными сенсорными нарушениями) (Архипова, 1989). В силу ограниченных возможностей многие средства выражения имеющихся коммуникативных намерений ограничены (жесты, движения, вербализации), и у детей нет возможности выразить желаемое. Это отражается на познавательной и коммуникативной активности таких детей, может возникнуть замкнутый круг, когда невозможность выразить желание тормозит его возникновение.
При исследовании коммуникативных намерений существенным всегда является вопрос о позиции интерпретатора - того, кто воспринимает тот или иной акт как коммуникативный, то есть воплощающий определенное намерение. В нашем исследовании интерпретатором всегда является мать или другой близкий ребенку взрослый - человек, непосредственно участвующий в формировании коммуникативной способности ребенка и помогающий ему соотносить, наделять формы и функции. Понимая коммуникацию как исключительно двусторонний процесс (наличие означающего субъекта и интерпретирующего субъекта), при анализе данного материала мы рассматриваем взрослого именно как интерпретатора.
Движения - одна из самых распространенных форм выражения экспрессии и коммуникативных смыслов в раннем детстве. Наличие у ребенка двигательных нарушений ограничивает его предметно-практическую деятельность, предметное восприятие. Сочетание этих проблем с нарушением зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной и коммуникативной активности. Соответственно, мы можем предположить, что у ребёнка с двигательными нарушениями меньше способов выражения (средств) коммуникативных интенций, чем у нормально развивающегося ребёнка, и как следствие этого - меньше и самих намерений. Таким образом, у детей с двигательными проблемами может наблюдаться зависимость наличия определенных коммуникативных смыслов от возможности их выразить.
В нашем исследовании принимали участие 10 диад - в 5 из них нормально развивающиеся дети и в пяти остальных - дети с церебральным параличом в возрасте от 15 до 30 месяцев. Все дети находились приблизительно в одном возрасте когнитивного развития по шкале RCDI-2000. Было сделано 2 срезовых лонгитюдных наблюдения в течение одного месяца с перерывом в 2 месяца, также использован метод интервьюирования родителей, ведение родителями дневников, в которых они фиксировали коммуникативные акты ребенка, эксплицируя выражаемые в них смыслы.
Мы проследили появление различных коммуникативных интенций у детей, находящихся на границе довербального и вербального этапа. На основании ряда исследований (Ninio A., Snow C., 1996) мы выделили 10 различных коммуникативных интенций: протест, требование действия или объекта, привлечение внимания, ответ, имитация, название, вопрос, приветствие\ прощание, выражение чувств\ интереса.
Динамика изменений внутри выражения одного и того же смысла: нормально развивающиеся дети начинают использовать больше различных средств для выражения протеста на протяжении одного месяца, в то время как дети с двигательными нарушениями остаются в пределах одного средства.
Движение - важная составляющая для выражения намерений в норме (70%) движений и движений в сочетании с другими средствами.
