Тишина Л.А.
МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва
В настоящее время вся система школьного образования построена на понимании учащимися устного или письменного сообщения. Учителя знают, что практически невозможно обучать того ребёнка, который плохо понимает вербальный материал. На наш взгляд, в этом и состоит наиболее распространённая причина прогрессирующего отставания детей на второй ступени школьного обучения.
Известно, что важнейшим процессом памяти является воспроизведение информации. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс воспроизведения - это осмысленный отбор и отсев, упорядочение и консолидация воспроизводимого материала», а значит, основой воспроизведения является процесс реконструкции материала.
Проблема воспроизведения вербальной информации при опосредованном общении имеет особую значимость при обучении детей с общим недоразвитием речи родному языку, т.к. от того как будет передана исходная вербальная информация, как она будет воспринята и впоследствии воспроизведена, зависит эффективность деятельности учащихся.
Нами была разработана методика эксперимента по реконструкции вербального материала в условиях опосредованного общения для учащихся средней школы.
Экспериментальное исследование носило сопоставительный характер, в нём приняли участие 40 человек, обучающихся в 6-7 классах общеобразовательной школы и школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель экспериментального исследования состояла в выявлении особенностей реконструкции учащимися текстового сообщения. В качестве исходного экспериментального материала для учащихся 6 класса был выбран рассказ Е. Чарушина «Волчишко», состоящий из 16 смысловых частей, для учащихся 7 класса - рассказ М. Зощенко «Ёлка», состоящий из 6 смысловых частей. Данные тексты были подобраны в соответствие с программными требованиями специальной и общеобразовательной школы и адаптированы в лексико-стилистическом и синтаксическом плане. Эксперимент проводился строго индивидуально. Деятельность учащихся регулировалась инструкцией: «Внимательно прослушай рассказ, постарайся его запомнить. После прослушивания запиши рассказ как можно ближе к тексту».
После прослушивания первый участник эксперимента воспроизводил текстовое сообщение. Затем экспериментатор предъявлял эту репродукцию участнику № 2. Участник № 2 аналогичным образом воспроизводил предъявленный ему материал. Затем этот материал предъявлялся участнику № 3 и далее, вплоть до последнего обследуемого ребёнка.
Анализ полученных данных позволил выделить некоторые общие закономерности воспроизведения вербального материала, характерные как для учащихся специальной, так и для учащихся общеобразовательной школы. Необходимо отметить, что отчётливо прослеживалась тенденция к уменьшению объёма следующих друг за другом пересказов. К финалу воспроизведения отмечалось резкое сокращение не только количества смысловых звеньев, но и количество используемых в них слов.
Сокращение объёма воспроизведения у учащихся общеобразовательной школы происходило за счёт выпадения детализирующих смысловых звеньев, отдельных частностей, т.к. при воспроизведении рассказа дети с нормальным речевым развитием использовали обобщение некоторых смысловых звеньев, которые не искажали содержание оригинала, однако такая схематизация не давала верного представления об оригинале текста. В то время как учащиеся с речевой патологией пропускали и основные смысловые звенья рассказа, что существенно затрудняло воспроизведение хотя бы общего содержания исходного вербального материала.
Полученные экспериментальные данные позволили сделать следующие выводы:
- во-первых, о зависимости характера восприятия и возраста школьника (чем старше учащиеся, тем текст-воспроизведение передаётся более кратко и сжато);
- во-вторых, при последовательном воспроизведении текст-оригинал уменьшается в процессе реконструкции по объёму, особенно от первого ко второму партнёру по общению;
- в-третьих, текст-оригинал при сохранении основной сюжетной линии искажается по смыслу;
- в-четвёртых, основными видами реконструкции вербальной информации у школьников являются обобщение отдельных смысловых частей текста, дробление его частей, объединение нескольких частей, детализация отдельных смысловых звеньев и повторение.
Полученные данные необходимо учитывать при организации учебно-познавательной деятельности учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи на уроках развития речи, русского языка, чтения и др., когда вербальная информация передаётся последовательно по цепочке «учитель - ученик - ученик».
