Прищепова И. В.
РГПУ им. А. И. Герцена
Проведенная экспериментальная работа по исследованию орфографической грамотности младших школьников с ОНР опиралась на психологический, психолингвистический и психофизиологический аспекты, представленные в работах Л. С. Выготского, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Н. А. Бернштейна, В. Е. Гурьянова и других исследователей. В них выделяются общефункциональные психофизиологические механизмы устной и письменной речи наряду со структурной (внешней и внутренней) организацией и их предметным содержанием. Основой орфографически верного письма являются сложнейшие интегративные речемыслительные и грамматико-орфографические операции, умения и навыки. В начальной школе их формирование проходит ряд общих этапов, что связано с включением в учебно-практическую деятельность всех сенсорных систем и всех структур головного мозга (Бернштейн Н.А., 1947, Гурьянов В.Е., 1959, Егоров Т.Г., 1953, Жуйков С.Ф., 1965 и др.).
Целью нашего исследования явилось определение основных стратегий усвоения учебного материала и, соответственно, орфографических знаний, умений и навыков учащимися начальных классов с ОНР на основе выделенных трех нейропсихологических профилей (Ахутина Т.В., 2004).
Использовались следующие методики. Характер стиля кодирования речевой информации изучался с помощью теста, описанного Л. В. Савельевой (2006). Он основан на классификации детьми стандартного набора из девяти слов, анализ результатов которой позволяет выявлять доминирование правого или левого полушарий головного мозга у младших школьников (художественного или мыслительного типов высшей нервной деятельности по И.П.Павлову). Методика предусматривает оценку активности полушарий с помощью пятиуровневой шкалы. Предпочтения в использовании разных анализаторных систем (зрительной, речемоторной или слуховой модальности) определялась с помощью методики, предусматривающей воспроизведения детьми наборов цифр при разном способе их предъявления (Савельева Л.В., 2006). С помощью пятиуровневой шкалы оценивалась успешность запоминания стимульного материала с опорой на каждый из трех анализаторов. В исследовании принимало участие 30 детей с ОНР и 30 детей без нарушений речевого развития 8,5 - 10 лет.
Результаты проведенного исследования позволили выявить существенные различия по степени сформированности психофизиологических предпосылок усвоения орфографии у детей с ОНР и их сверстников из контрольной группы, в которой были дети с выраженной доминантностью левого полушария мозга. Почти у 2/3 из них преобладали слуховая и кинестетическая модальность при кодировании воспринимаемой информации. В группе детей без речевой патологии с преобладанием образного компонента приблизительно у 1/3 доминировали зрительная и кинестетическая модальности. Именно эти реципиенты показали наиболее высокие результаты при написании диктанта.
Анализ результатов проведенного исследования, позволяет сделать вывод о том, что в целом большинству детей с ОНР свойственна незрелость психофизических функций, обеспечивающих успешное усвоение орфографии. Оно проявляется не только в сохранении доминирования правого полушария мозга, свойственного более ранним этапам развития, но и в недостаточной сформированности (по сравнению со сверстниками без нарушений речи) указанного доминирующего образного способа переработки воспринимаемой информации. При восприятии школьники с ОНР используют существенно менее дифференцированно по сравнению с нормально развивающимися детьми различные модальные характеристики информации.
Полученные данные имеют важное значение для организации процесса обучения детей с ОНР письменной речи. Хорошо известно, что обучение письму детей в общеобразовательной школе происходит с опорой на преобладающий у них вербальный стиль кодирования информации (Еремеева В.Д., Колесникова И.А., Савельева Л.В., Холодная М.А., Хризман Т.П. и др.). Для детей с ОНР данная практика оказывается неприемлемой, не позволяет им успешно усваивать закономерности родного языка (Прищепова И.В., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. и др.). По данным психофизиологов, зрительный анализатор у преобладающего числа учащихся начальных классов оказывается не готов к целостной переработке и дифференциации сложных раздражителей, которые требуют опоры на сукцессивно-симультанные операции анализа, синтеза и представления. Имеющиеся учебные программы не учитывают различий детей по преобладанию у них стиля переработки информации и ведущему анализатору, опора на которые может способствовать существенной оптимизации процесса обучения орфографии. Проведенный анализ позволил выделить четыре группы детей, исходя из выявленной взаимосвязи имеющихся у детей экспериментальных групп специфических затруднений и особенностей вербальных и невербальных психических функций.
