Кравченко Е.В., Григоренко Н.Т., Кобозева Е.А.
Научный центр аудиологии и слухопротезирования
В настоящее время, когда детей с кохлеарными имплантами (КИ) становится все больше, встает вопрос о выборе образовательного учреждения максимально использующего появившиеся слухоречевые возможности ребенка, которые возникают в результате абилитации. Так как для реализации полученных возможностей необходимо, с одной стороны, постоянно находиться среди слышащих и хорошо говорящих людей (в том числе и сверстников), а, с другой стороны, необходимы ежедневные коррекционно-педагогические занятия. Наиболее перспективным, на наш взгляд являются комбинированная или логопедическая группа в массовом детском саду.
Одним из вопросов, решаемых во время консультативно-диагностического сурдопедагогического приема детей дошкольного возраста перед кохлеарной имплантацией, является вопрос о возможной дальнейшей интеграции ребенка в массовые учебные учреждение.
Методика. Исследуемая группа детей дошкольного возраста включала: 10 детей младшего дошкольного возраста; 10 - среднего дошкольного возраста; 10 - старшего дошкольного возраста.
При обследовании детей перед операцией была проведена оценка перспективности коррекционно-педагогической работы после имплантации. Для оценки перспективности руководствовались, прежде всего, наличием у детей факторов, влияющих на успех реабилитационной работы после операции: наличие слухового опыта; постоянное пользование слуховым аппаратом; наличие вокализаций, лепета и речи, как основного средства коммуникации; отсутствие психических нарушений; наличие опыта занятий с сурдопедагогом; наличие у родителей желания и возможности регулярно заниматься с ребенком после имплантации; наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства ребенка после имплантации.
При обследовании использовались данные о развитии слухового восприятия и речи как нормально слышащих, так и неслышащих детей с КИ; методики изучения слухового восприятия и развития речи детей с тяжелыми нарушениями слуха в зависимости от возраста и уровня развития речи; методический материал для уточнения режима работы слухового аппарата, наглядный материал для комплексного обследования ребенка; данные, получаемые в результате беседы с родителями, их дневниковые записи.
Результаты. 86% обследованных детей -кандидатов на кохлеарную имплантацию постоянно пользуются слуховыми аппаратами, 46% используют в общении со взрослым вокализации, 33% из них могут с помощью звукоподражаний или лепетно назвать предметы, обозначить действия, 9,9% общаются с окружающими свободно, не испытывая затруднений, у 86% отсутствуют грубые нарушения познавательной, коммуникативной сфер, нарушения внимания, однако, 46% детей наблюдаются постоянно у невропатолога, 93% оказывается коррекционно-педагогическая помощь, 46,2% детей постоянно занимаются с родителями. Наличие факторов, влияющих на успех после кохлеарной имплантации, в полном объеме, было у 8 (26,4%) детей дошкольного возраста. Из них было прооперировано 6 детей (19,8% от всех детей). 5 детей с КИ (16,5%) максимально используют полученную возможность, сочетая посещение массовых образовательных учреждений с систематическими занятиями по развитию речи и слухового восприятия с логопедом или с сурдопедагогом.
Таким образом, во время отбора детей на КИ мы можем прогнозировать ход их речевого развития и, в соответствии с прогнозом, наиболее эффективно и в полном объеме проводить реабилитационную работу, при активном участии родителей, направленную на интеграцию ребенка в массовые образовательные учреждения.
