Артемова Е.Э.
Московский государственный гуманитарный университет им.М.А.Шолохова
В последние годы возрастает число детей с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА). Это психическое расстройство характеризуется нарушением развития эмоционально-волевой сферы ребенка, снижением способности к коммуникации, а также задержкой и нарушениями развития речи.
Целью настоящего исследования было выявление характерных особенностей нарушения речи у детей с РДА и взаимовлияния нарушения эмоционально-волевой сферы на сформированность пассивного словаря обозначенной категории детей.
Экспериментальное исследование проводили в три этапа. На первом этапе изучали особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА: определяли тип коммуникации, особенности поведения и степень обучаемости. На втором этапе проводили логопедическое обследование с целью выявить уровень сформированности импрессивного словаря обследуемых детей: обследовали уровень понимания инструкций, объем лексического запаса, уровень понимания грамматических форм словоизменения. На третьем этапе были проанализированы полученные экспериментальные данные.
Экспериментальное исследование проводили на базе Центра развития детей «Подсолнух» г.Москва. В обследовании принимали участие 10 детей с диагнозом РДА. Речевой статус обследуемых: ОНР I уровень речевого развития - три человека, ОНР II уровень речевого развития - четыре человека, ОНР III уровень речевого развития - три человека.
Для оценки полученных результатов нами была разработана балльная шкала для каждой серии заданий. Применение качественно-количественной оценки результатов эксперимента позволило нам выделить степени сформированности эмоционально-волевой сферы:
- высокая - ребенок осуществляет речевую коммуникацию, которая носит информативный характер; визуальный контакт присутствует; речь носит интонированный характер;
- средняя - коммуникация осуществляется не полностью, визуальный контакт не устойчивый, нет эмоционального контакта с матерью или наоборот - отношения носят «симбиотический» характер;
- низкая - коммуникация отсутствует; ребенок не реагирует на свое имя, не понимает обращенной речи; не реагирует на изменения интонации, проявляет агрессию или аутоагрессию.
Изучение особенностей пассивного словаря детей с РДА позволило нам выделить следующие уровни его сформированности: высокий, средний, низкий. Эти уровни характеризуются качественными отличиями. Ребенок, владеющий высоким уровнем, различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова. На среднем уровне дети хорошо ориентируются в названиях предметов, но затрудняются в назывании действий. Не понимают вопросов косвенных падежей, не различают грамматических форм слова. Дети, у которых отмечали низкий уровень сформированности пассивного словаря, не воспринимают речь окружающих, иногда реагируя на свое имя. Могут показать свои части тела, но не различают по словесной инструкции изображения предметов, хорошо знакомых в быту.
Проведенный сопоставительный анализ позволил выявить взаимосвязь между степенью сформированности эмоционально-волевой сферы и уровнем импрессивной речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы при раннем детском аутизме существенно затрудняют процесс коммуникации, что в свою очередь приводит к отклонениям в формировании всех компонентов речевой системы.
Построение программ коррекционно-логопедической работы с детьми с ранним детским аутизмом требует учитывать не только уровень развития речи, но и особенности эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении, наличие агрессии и др. В связи с этим представляется необходимым отметить, что использование индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего степень выраженности речевых и неречевых нарушений, позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми с ранним детским аутизмом.
