Шаркова О.М., Шипулина С.Б.
Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (I вида) №31 Невского района Санкт-Петербурга
В настоящей работе представлен опыт коррекционной работы с детьми с кохлеарными имплантами в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (I вида) - школа для глухих.
Реабилитационная работа проводится с двумя учениками 3 и 4 класса, имеющими кроме диагноза нейросенсорная тугоухость IV степени другие сопутствующие нарушения.
Ученик Ж. - диагноз: нейросенсорная тугоухость IV степени, моторная алалия, синдром гипервозбудимости, задержка речевого развития, а также серьёзное соматическое заболевание.
Ученик В. - диагноз: нейросенсорная тугоухость IV степени, минимально-мозговая дисфункция, недостаточность шейного отдела позвоночника, задержка речевого развития.
С этими учащимися до операции проводилось обучение и коррекционная работа по программе школы для глухих детей. На протяжении всех лет обучения учащихся в ОУ осуществлялось комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Проведены все необходимые обследования. Они показали: резко ограниченный уровень развития речи, произносительная сторона не сформирована, крайне ограниченный уровень предметного словаря, глагольный словарь отсутствовал, а также уровень общего психического развития не соответствовал возрастной норме. По результатам обследований специалистами НИИ ЛОР наши учащиеся были признаны пациентами с низким уровнем языковой компетенции и низкой перспективою по использованию.
После проведения операции проводится коррекционная индивидуальная работа с каждым из учеников. Педагоги, работающие с этими детьми, осознают, что процесс спонтанного развития слуховой функции будет осуществляться со значительным отставанием. Проведен сравнительный анализ слуховых реакций учащихся с КИ при предъявлении речевого материала в условиях закрытого и открытого выбора. У детей отмечаются определенные положительные изменения в развитии произносительной стороны речи данных учащихся: улучшилась произносительная сторона речи, улучшился голос, постепенно накапливается предметный словарь (глагольного словаря в самостоятельной речи по-прежнему нет), отмечается положительная динамика в развитии слуховых восприятий.
При работе с этими детьми обнаружились следующие трудности:
- низкий уровень развития памяти, внимание неустойчивое;
- недостаточное развитие потенциала учащихся со стороны родителей (отмечались случаи не ношения аппарата в период летних каникул у учащегося В);
- сочетанные дефекты;
- низкий уровень накопления словаря;
- резко ограниченный уровень развития речи до операции.
Причины недостаточности успехов в слухоречевой реабилитации этих детей мы видим прежде всего в том, что:
- учащиеся имеют сочетанную патологию, кроме нарушения слуха другие отклонения в развитии и соматические заболевания;
- участие родителей в реабилитационном процессе минимальное, что не позволяет интенсивно работать с ребенком в течение суток;
- проведение имплантации в достаточно позднем возрасте.
Несмотря на трудности работы с такими детьми и недостаточную успешность процесса реабилитации считаем, что потенциальные возможности слухоречевой реабилитации таких детей имеются, а специалисты, именно сурдопедагоги, приложат все усилия для создания комфортных условий процесса реабилитации детей с комплексными проблемами и резко ограниченным уровнем речевого развития, проимплантированными в позднем возрасте (после 7 лет). Администрацией школы выделены дополнительные часы для индивидуальных занятий с учащимися с КИ, вследствие несформированности остаточного слуха, произносительных навыков, сопутствующих нарушений, а у ученика В, также в связи с отсутствием участия матери в процессе слухоречевой реабилитации. Кохлеарная имплантация была проведена детям в возрасте 9 лет.
Из опыта работы по слухоречевой реабилитации учащихся с кохлеарными имплантами в условиях коррекционной школы I вида Шаркова О.М., Шипулина С.Б. Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (I вида) №31 Невского района Санкт-Петербурга
