Никитинская С.В.
Самарский психоневрологический диспансер, г. Самара
Заикание является полиморфным речевым расстройством, возникающим в большинстве случаев в дошкольном возрасте в период формирования речи. В структуре заикания выделяют три компонента: моторный, представленный судорогами различного типа, локализации, степени тяжести; психологический компонент, выражающийся в логофобии, характере реагирования на речевое нарушение, специфике личности заикающегося; речевой компонент, отражающий особенности речи лиц с заиканием.
Несмотря на существующие в настоящее время различных методике коррекции заикания, тем не менее, принято считать данную речевую патологию трудно излечимой и постоянно рецидивирующей.
В основу лечебно-коррекционной работы с заикающимися детьми логопедического отделения Самарского психоневрологического отделения была положена методика по устойчивой нормализации речи Л.З. Арутюнян. В работе с заикающимися дошкольниками 4 - 5 лет мы также используем приемы коррекции заикания, разработанные Р.А. Левиной, В.И. Селиверстовым, Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, Л.М. Крапивиной и др.
Заикающиеся пациенты получают лечение в течение 1 года: основной курс занимает 4 - 5 недель, за это время решаются главные задачи логотерапии: формирование навыков плавной речи и правильного поведения, после этого проводятся 5 - 6 микрокурсов (по 5 дней) поддерживающей терапии с целью закрепления навыков бессудорожной речи и профилактики рецидивов заикания.
Многогранность проявлений заикания и недостаточная эффективность логопедической работы подтолкнули нас к поиску новых интегративных коррекционно-развивающих методов, позволяющих объединить психологические и логопедические усилия.
Таким методом, по нашему мнению, является сказкотерапия. Обращение к сказке не случайно. Сказка является наиболее привлекательным материалом для детей, так как соответствует их мировосприятию.
Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям.
В структуре коррекционной работы с детьми, страдающими заиканием, в условиях дневного стационара занятия по сказкотерапии проводятся 1 - 2 раза в неделю по 15 - 20 минут. Используются различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка.
Выбор сказок осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей и соответствует задачам и целям определенного этапа логопедической работы.
При проведении занятий по сказкотерапии в игровой форме отрабатываются упражнения на речевое дыхание, релаксацию, развитие слухового, зрительного внимания, голоса.
Особое внимание уделяется подбору роли ребенку; с ее помощью вводятся речевые эталоны. При этом автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою.
Проигрывание сказок создает у детей положительные эмоции. Известно, что эмоционально значимые ситуации могут приводить к ухудшению речи у детей, поэтому закрепление плавной речи на эмоциональном фоне становится для логопеда одним из значимых моментов в коррекционной работе.
Занятия по сказкотерапии являются также вспомогательным средством и в реабилитационной программе курсов поддерживающей терапии с заикающимися детьми. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сбросив напряжение, эмоционально отыграв спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся увереннее в себе, активнее, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Таким образом, занятия по сказкотерапии не только благоприятно воздействуют на психологическое состояние заикающегося ребенка, но и помогают на примере ролевого коммуникативно-поведенческого образа сформировать речевой эталон, отработать плавную и бессудорожную речь в различных эмоциональных ситуациях. Это способствует коррекции личности и снижает вероятность рецидивов заикания, что повышает эффективность лечебно-коррекционной работы.
