Гулевская Н.С., Королева И.В.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
В последние годы компьютеры как средство обучения и развития все шире внедряются не только в школах, но и в дошкольных общеобразовательных и коррекционных учреждениях. На рынке информационных технологий появляются развивающие и обучающие компьютерные программы (КП), предназначенные для детей дошкольного возраста. Существуют многочисленные КП, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления и др. Они успешно применяются при обучении детей школьного и дошкольного возраста, имеющих особые потребности, в том числе детей с нарушенным слухом (Королевская Т.К., 1999, 2005; Кукушкина О.С., 2005; Кукушкина О.С. и соавт., 2004). Однако в литературе отсутствуют данные о возможностях использования КП при работе с детьми раннего возраста.
В настоящей работе проводился сравнительный анализ особенностей включения обучающих КП в коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста с нарушениями слуховой функции. Исследование проводилось на базе СПб НИИ уха, горла и речи. В эксперименте принимали участие две группы детей: 1 - дети раннего возраста, 2 - дети младшего дошкольного возраста. Все дети использовали слуховые аппараты или кохлеарный имплант. Работа с обучающими КП включалась в серию коррекционно-педагогических занятий в кабинете сурдопедагога. Задания, выполняемые на компьютере, проводились в конце коррекционно-развивающего занятия или же, как отдельное занятие. При наблюдении за ребенком в процессе занятия с обучающими КП в специально разработанной карте наблюдения фиксировались поведение ребенка, особенности его реакций на те или иные задания. Карта включала 7 параметров + наличие и стойкость интереса к заданиям, активность ребенка в процессе занятия, использование помощи при выполнении заданий, проявления ребенком волевых усилий, характер реакций на звуковые сигналы, характер работы с микрофоном, оцениваемых по 3-х балльной шкале. В процессе занятия также оценивался интерес и желание ребенка работать с компьютером, конкретные навыки и умения, способствующие или наоборот мешающие занятиям с использованием КП (умение/неумение воспринимать и различать звук. сигналы, способность выслушать и понять смысл задания, умение действовать по образцу и т.д.).
В исследовании использовались следующие КП: русскоязычная версия Speech Viewer 3.0 («Видимая речь»), программа по развитию слухового восприятия, включающая наборы звуков по темам «Дикие животные и звуки природы», «Домашние животные», «Уличные шумы (транспорт)», «Звуки в доме» (Германия, предоставлена проф. П.Янном, Пфальцинститут), а также комплекс компьютерных программ по развитию слухового восприятия у пациентов с кохлеарными имплантами, разработанный сотрудниками Института физиологии им. И.П. Павлова РАН совместно с С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи (Королева И.B. и соавт., 2004; Огородникова Е.А. и соавт., 2005).
Большинство детей раннего и дошкольного возраста с большим интересом занимались с КП. Они были в состоянии выполнять задания с КП, направленные на знакомство со звуками окружающего мира, различение и узнавание звуков; вызывание голоса, стимуляцию голосовой активности у неговорящих/малоговорящих детей, развитие силы голоса и речевого дыхания. У детей обеих возрастных групп успешность выполнения предложенных заданий зависела от заинтересованности ребенка, состояния развития у него слуха и речи, типа слухопротезирования и т.д. По результатам исследования балла выявлена возрастная граница использования КП для работы с детьми (с 2-2,5 лет). Установлено, что эффективность работы с КП зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка, а не от его возраста. К их числу относится - уровень развития внимания, слухового восприятия, сформированность учебных и познавательных навыков. Однако в целом детям раннего возраста требовалось более длительное знакомство с обучающей КП, они вели себя пассивнее, чем дошкольники, но не менее заинтересованно. Выявлены и другие особенности работы с КП у детей раннего возраста с нарушениями слуха.
Резюмируя наблюдения можно сказать, что КП могут применяться при работе с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, наряду с другими методами и приемами коррекционной помощи как вспомогательное средство развития слуха и произносительных навыков. КП также могут использоваться для диагностики уровня развития слухового восприятия и произносительных навыков у ребенка, оценки эффективности слухопротезирования с помощью слуховых аппаратов/кохлеарного импланта и методики коррекционной работы. Выбор и использование КП при работе с детьми раннего и дошкольного возраста должны быть ориентированы на возможности подбора заданий, соответствующих по своему содержанию и степени сложности зоне актуального и ближайшего развития конкретного ребенка. Разработаны практические рекомендации по использованию КП в абилитационной работе с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Использование компьютерных программ для слухоречевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом Гулевская Н.С., Королева И.В. ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
