Забойкина Т.Н.
МДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида»
В настоящее время количество дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), осложненным задержкой психического развития (ЗПР) неуклонно растет. Это ставит перед педагогами новые актуальные задачи, решение которых в коррекционном процессе позволяет стимулировать и совершенствовать психоречевое развитие и адаптировать ребенка к жизни в социуме. В связи с этим существует необходимость модернизации приемов и методов работы с детьми данной группы, а также разработка новых подходов к решению этой проблемы.
Общее недоразвитие речи у дошкольников зачастую отягощено задержкой психического развития первичного или вторичного характера, поэтому формирование лексико-грамматической стороны речи, автоматизация исправленных звуков, введение в речь правильных навыков осложнено. Так же, как симптом задержки психического развития, присутствуют нарушения развития мышления.
Предлагаемая методика позволяет одновременно корригировать и речь, и нарушения развития мышления у детей 5 - 6 лет. Обучение направлено на:
- формирование взаимосвязи между действием, образом и словом;
- улучшение запоминания слов, стимулирование к правильному использованию всех имеющихся речевых возможностей;
- обучение выделению связей и отношений между объектами, обучение вербальному отражению этих связей;
- пополнение запаса знаний, словарного запаса;
- развитие интереса к окружающему.
Методика имеет несколько уровней сложности, которые выбираются с учетом уровня речевого и психического развития.
I этап. Формирование наглядно - образного мышления, оречевление действий и их последовательности.
- Задания для формирования целостного восприятия ситуаций изображенных на картинках.
- Задания для формирования у детей понимания явлений, связанных между собой причинно - следственными связями.
- Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.
Формирование связи между словом и образом. Задания на формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.
II этап. Формирование словесно-логического мышления, обучение составлению лексико-грамматических конструкций, отражающих отношения и результат деятельности.
- Задания на формирование умения выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, делать выводы и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
- Формирование соотношения между словом и образом. Задания на формирование умений сопоставлять словесный текст с соответствующей иллюстрацией.
- Задания на формирование понимания скрытого смысла. Понимание юмора, развития адекватных реакций на юмор. Игры и задания на сравнение картинок с последующим рассуждением. (Что перепутал художник?)
III этап. Развитие словесно-логического мышления, совершенствование умения составлять лексико-грамматические конструкции, отражающие отношения и результат деятельности, формирование и развитие воображения.
Задания на формирование понимания скрытого смысла. Понимание юмора, развития адекватных реакций на юмор.
- Картины с проблемным сюжетом. Часть 1.
- Картины с проблемным сюжетом. Часть 2.
- Картины с проблемным сюжетом. Часть 3.
Данная методика коррекционного воздействия применяется в нашем детском саду комбинированного вида в течение 3 лет. Общее количество детей, с которыми занимались по данной методике, составило 48 человек. У всех детей отмечалась выраженная положительная динамика качества речи и состояния мышления. Комплексный интегрированный подход, на котором основана методика, позволяет добиться положительных результатов в структуре коррекционного воздействия.
Интегрированные занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи и формированию и развитию мышления у детей с ОНР, осложненным ЗПР первичного или вторичного характера, на материале работы с сюжетной картиной с проблемным сюжетом Забойкина Т.Н. МДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида»
