Ильюшина С.В.
школа-интернат 33 для слабослышащих детей. Санкт-Петербург
Цель исследования - поиск форм организации занятий по развитию слуха и обучению произношению с младшими школьниками после кохлеарной имплантации. Одной из таких форм является интегрированное занятие, которое обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникает совместное творчество и развитие участников образовательного процесса. Важнейшее условие интеграции - близость содержания ведущих тем разных предметов, их взаимосвязь. Интегрирование индивидуальных занятий по развитию слуха и речи с уроками формирования грамматического строя речи, чтения и развития речи, ознакомления с окружающим миром и природоведением строится таким образом, чтобы возникло взаимопроникновение элементов разных знаний на каждом этапе занятия.
Основными характеристиками интегрированного занятия по развитию слуха и речи являются усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, развитие познавательной активности и эмоциональной сферы, активизация внимания, развитие зрительного, слухового восприятия, слухоречевой памяти.
Усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении учащихся с кохлеарными имплантами (КИ) выражается:
- во-первых, в уточнении предметной соотнесённости речевого материала, накоплении и активизации словаря. При этом (особенно в начале обучения детей с КИ) используются действия с предметами и картинки: задания типа «Послушай и повтори…», «Покажи, где…», «Назови одним словом…», «Скажи по-другому» и т.п.;
- во-вторых, в обучении пониманию и употреблению различных по коммуникативной направленности типов высказываний: побуждение, сообщение, вопрос, отрицание: задания типа «Спроси у меня…», «Пригласи гостей, используя вежливые слова…» и др.;
- в-третьих, в формировании речевой активности и навыков связной речи. Для обеспечения практики речевого общения, усвоения закономерностей использования слов и фраз в учебно-игровой форме даются базовые речевые конструкции, обслуживающие разные сферы жизни учащихся и многократно воспроизводимые в коммуникативных ситуациях на индивидуальных занятиях, уроках и во внеурочное время.
В процессе обучения имплантированные учащиеся испытывают трудности при восприятии нового материала и его запоминании, употреблении грамматических форм речи, умении определять допущенные ими в процессе воспроизведения запоминаемого материала пропуски или ошибки и исправлять их, контролировать свою речь. Поэтому в работе с детьми после кохлеарной имплантации мы эффективно используем ответы на вопросы по картинке и опорным фразам; подбор слова, подходящего по смыслу и образование грамматической формы, исходя из контекста; дополнение предложений; работа с подстановочными таблицами, опорными схемами для пересказа отработанных на слух текстов и конструктивными картинами (например, по темам «Времена года», «Осень в лесу», «Кормушка», «Снеговик» и др.)
Развитию познавательной активности и эмоциональной сферы, активизации внимания, развитию зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти имплантированных учащихся способствует включение в занятие игровых приёмов (элементов инсценирования, моделирования и конструирования), а также использование внешних материальных опор - картинок, фишек.
Повышению интереса к индивидуальным занятиям, развитию навыков самоконтроля за речью, стремлению правильно и достаточно быстро выполнить речевое задание, развитию связной речи способствует введение в интегрированное занятие с имплантированными детьми инновационных технологий (например: создание и озвучение презентаций-мультфильмов, запись речи учащихся на диктофон с последующим прослушиванием и самооценкой своего рассказа).
В процессе работы с учащимися с КИ выявилась необходимость постепенного формирования навыка воспринимать на слух предлагаемый учителем речевой материал не только со стороны КИ, но и продуманно варьировать местонахождение учителя по отношению к ученику, чтобы исключить риск возникновения нарушений осанки у учащихся и адаптировать их к различным жизненным ситуациям.
Внедрение интегрированных занятий в обучение младших школьников после кохлеарной имплантации является одной из форм организации занятия по развитию слуха и обучению произношению, средством интенсификации занятия и формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Проведение интегрированных занятий способствует психофизической и слухоречевой коррекции учащихся после кохлеарной имплантации в целом.
