Степаненко Д.Г.
НПЦ «Бонум». Екатеринбург
Известно, что нарушения слуха являются одной из основных причин недоразвития речи у детей. Как правило, тяжесть речевых расстройств у слабослышащих зависит от степени снижения слуха. При своевременной диагностике снижения слуха и адекватной реабилитации, ожидается преодоление речевых расстройств.
Однако у части детей, как с тяжелой, так и с легкой степенью тугоухости, речь не формируется, несмотря на адекватную электроакустическую коррекцию, проводимые сурдопедагогические мероприятия и отсутствие сопутствующих заболеваний, препятствующих развитию речи.
Цель работы. Определить инструментально-диагностические критерии прогноза развития речи детей с сенсоневральной тугоухостью.
Материалы и методы. Проведен анализ данных о состоянии речи и результатов аудиологического обследования у 848 детей с сенсоневральной тугоухостью, состоящих под наблюдением в областном детском сурдологическом центре с 1991 по 2008 г.г. Критерии включения пациентов в исследование: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1- 4 степени; возраст от 5 до 17 лет; наличие данных тональной аудиометрии (ТА), регистрации отоакустической эмиссии, регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) (стимул - акустический щелчок); адекватное слухопротезирование; соответствующая сурдопедагогическая помощь. Критерии исключения: двусторонняя глухота, «слуховая нейропатия», наличие ретрокохлеарной патологии, умеренные и выраженные когнитивные нарушения.
Оценивали: 1) уровень речевого развития и степень тяжести речевых расстройств; 2) данные тональной аудиометрии (среднее значение порогов слышимости на лучше слышащем ухе) и результаты регистрации КСВП (порог регистрации на лучше слышащем ухе, форму ответа: наличие пиков, межпиковые интервалы, отношение амплитуды пятого пика к первому); 3) наличие и степень диссоциации между порогом регистрации КСВП и порогом слышимости по данным ТА («Диссоциация КСВП и ТА »).
В зависимости от степени тяжести нарушений речи в соответствии с «критериями отбора» выделены три группы пациентов с сенсоневральной тугоухостью.
1 группа (N=12) - дети с легкими речевыми расстройствами (с фонетико - фонематическим и не резко выраженным общим недоразвитием речи). Возраст 9.9 ± 1,7 лет. Снижение слуха у них соответствовало I - III степени тугоухости. Среднее значение порогов слышимости по данным ТА 49.75 ± 17.93 дБ. Среднее значение порогов регистрации КСВП 49.42 ± 8.34 дБ. Форма ответа КСВП - стандартная, выражены все пики, отмечается снижение их амплитуды, МПИ - норма, отношение амплитуды пятого пика к первому («А V I») > 0,5. V пик прослеживается до пороговых уровней интенсивности. «Диссоциация КСВП и ТА» 3.16 ± 3.06 дБ.
2 группа (N=23): дети с нарушениями речи средней степени тяжести (общим недоразвитием речи 3 уровня). Возраст 11,7 ± 2,9 лет. Снижение слуха у них соответствовало I - I? степени тугоухости. Среднее значение порогов слышимости 51.3 ± 9.97 дБ. Среднее значение порогов регистрации КСВП 51 ± 9.35 дБ. Форма ответа КСВП - стандартная, выражены все пики, снижена их амплитуда, МПИ - норма, «А V I» > 0,5. V пик прослеживается до пороговых уровней интенсивности. «Диссоциация КСВП и ТА» 11 ± 6,59 дБ.
3 группа (N=21): дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи 1, 2 уровня с преимущественным расстройством импрессивной речи). Возраст 9.9 ± 3,1 лет. Снижение слуха у них соответствовало I - IV степени тугоухости. Среднее значение порогов слышимости 65.95 ± 8.76 дБ. Среднее значение порогов регистрации КСВП 88.33 ± 12.48 дБ.. Форма ответа КСВП у всех изменена, ответ представлен относительно четким амплитудным комплексом из I - III волн и волны V со значительно сниженной амплитудой. МПИ - норма. «А V I» всегда < 0,5. До пороговых уровней интенсивности прослеживается I волна, а не V пик. «Диссоциация КСВП и ТА» 23.55 ± 15.48 дБ.
При сравнении результатов выявлено, что у всех детей с тяжелыми нарушениями речи (3 группа) изменена форма ответа КСВП вне зависимости от степени снижения слуха, присутствует диссоциация между порогом регистрации КСВП и порогом слышимости, составляющая 23.55 ± 15.48 дБ (М ± ) (при сравнении с 1 и 2 группой р < 0,05). При сравнении результатов обследования детей 1 и 2 групп достоверное различие (р < 0,05) определяется только при сравнении степени «Диссоциации КСВП и ТА», составляющей в 1 группе 3.16 ± 3.06 дБ, а во 2 группе 11 ± 6,59 дБ.
Таким образом, уточнены клинико-инструментальные подходы к определению особенностей речи у детей с сенсоневральной тугоухостью, а также определены критерии, позволяющие прогнозировать развитие речи у детей с нарушениями слуха. Наряду со степенью снижения слуха, достоверными критериями являются характерная форма ответа КСВП и степень диссоциации между порогом регистрации КСВП и порогом слышимости по данным тональной аудиометрии.
