Дерунова Т.Ю.
Стоматологическая клиника ГОУ ВПО ПГМА МЗ, Пермь
У детей с врождённой расщелиной нёба наблюдается тяжёлое нарушение речи - ринолалия, сопровождающееся грубым нарушением произношения звуков и препятствующее осуществлению нормальной коммуникации. Реабилитация лиц с данной патологией невозможна без устранения подобных проявлений.
Проведённое в 2006 - 2007 учебном году обследование речи 218 детей дошкольного возраста в Пермском межобластном центре по диспансеризации и лечению детей с врождённой патологией челюстно-лицевых отделов показало, что специфический дефект звукопроизношения часто сочетается с комплексом других речевых нарушений, требующих особого подхода к выбору средств коррекционного воздействия.
Характер челюстно-лицевой патологии представлял все дефекты, оказывающие негативное влияние на речь: скрытые расщелины, расщелины мягкого нёба; мягкого и твёрдого нёба; мягкого, твёрдого нёба и альвеолярного отростка.
Дети, имеющие речевое нарушение, квалифицированное, как ринолалия составляли 8% из общего количества. Наиболее часто встречалось сочетание ринолалии и дизартрии - у 71% всех исследуемых. 21 % имели задержку речевого развития: снижение словарного запаса, нарушение структурирования слова и фразы, отсутствие регулирования просодических параметров речи, невозможность осуществления связного высказывания.
У 46% детей данной группы, преимущественно 3-4 лет, наблюдалось полное отсутствие речи или её грубая задержка, квалифицированное нами как моторная алалия.
Цель речевой реабилитации заключалась в выборе оптимальных средств развития речи на основе онтогенетических принципов, а также с учётом имеющихся патологических проявлений. Коррекционный процесс включал основные направления, необходимые для устранения ринолалии: работу над дыханием, исключение назального оттенка речи, а также - специфические, необходимые для снижения негативной симптоматики при дизартрии и алалии.
Использование индивидуального подхода при коррекции речи детей с врождённой расщелиной нёба позволило получить не только положительный результат в ходе работы над речью, но и улучшить психологическую и социальную адаптацию детей.
