Жарова Г.В.
ФГУ «СПб НИИ ЛОР Росмедтехнологий», г.Санкт-Петербург
В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт. Одним из речевых нарушений является экспрессивная алалия, которая характеризуется двумя основными признаками - отставанием в сроках усвоения языка и его патологическим усвоением. Последний признак рассматривается как главный для алалии (Ковшиков В.А.,1985; Корнев А.Н., 2005). Замедленным темпом усвоения языка характеризуется также задержка речевого развития. Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению системой языка, что мало доступно детям с экспрессивной алалией. В связи с этим особое значение приобретает дифференциальная диагностика нарушений речевого развития по типу экспрессивной алалии от задержки речевого развития в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте. Диагностика с последующей коррекцией, адекватной типу нарушения, позволяет компенсировать нарушения и смягчить или предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии ребенка.
В связи с этим, было проведено исследование, направленное на выявление особенностей речевых нарушений у детей с экспрессивной алалией и задержкой речевого развития. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте от 2,5 до 3-х лет.
Диагностическое обследование включало:
- сбор анамнеза;
- оценку состояния экспрессивной речи ребёнка;
- оценку понимания речи;
- оценку общей и мелкой моторики.
При первичном логопедическом обследовании в качестве вероятных признаков нарушения речевого развития по типу экспрессивной алалии у ребёнка можно рассматривать:
- отягощённую наследственность,
- наличие в анамнезе тяжелой патологии беременности и родов,
- нарушений крупной и мелкой моторики,
- недоразвитие других высших психических функций.
В процессе формирующего эксперимента проводились коррекционно-развивающие занятия по развитию у ребенка устной речи в течение 1,5-3 мес.
В результате проведённого исследования и коррекционной работы получены следующие результаты:
- все дети находились на первом уровне развития речи (по Левиной Р.Е.), их родители предъявляли похожие жалобы (всё понимает, но очень мало говорит, как будто не хочет говорить, ленится говорить);
- активный словарь детей различался по объёму (от 5 слов до 30), дети были разделены на 2 группы (по количественному соотношению имеющихся речевых единиц);
- были выявлены различия в анамнезе, состоянии понимания речи, общей и мелкой моторики.
1. По данным коррекционной работы выявлены различия в динамике формирования лексической, морфологической, фонетико-фонематической подсистемы языка.
2. Для детей с задержкой речевого развития характерна быстрая положительная динамика в процессе коррекционной работы. Для них свойственно:
- способность к речевому подражанию;
- быстрое накопление активного словаря с переходом к усвоению первых двухсловных построений;
- в активном словаре появляются не только существительные, но и глаголы;
- возможность называния слова при правильном понимании значения слов и достаточных артикуляторных возможностях;
- звуко-слоговая структура слов искажена негрубо;
- искажения характерны на ранних этапах формирования звуковой стороны речи;
- звуко-слоговая структура соответствует этапам развития звуковой стороны речи в норме;
- правильное формирование морфологической системы языка.
3. При экспрессивной алалии вся система языка формируется по патологическому типу:
- значительные затруднения при речевом подражании;
- очень медленное накопление активного словаря; характерно расширение активного словаря до 50-ти и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций;
- дети длительное время задерживаются на этапе однословных предложений;
- активный словарь пополняется за счёт преобладающего количества существительных;
- отмечается значительное отставание появления глаголов;
- затруднения при самостоятельном ответе, однако, возможность повторить за взрослым (хорошо знакомый пройденный речевой материал);
- длительное время отмечаются трудности при назывании хорошо знакомых предметов;
- звуко-слоговая структура слова грубо нарушена, имеет специфические особенности (звуки раннего онтогенеза могут заменяться звуками более позднего онтогенеза, правильное произнесение звуков позднего онтогенеза и неправильное произнесение звуков раннего онтогенеза);
- замедленный темп формирования первых морфологически членимых форм слов;
- на каждом этапе программа развития частично формируется на базе патологически сформированного предыдущего этапа.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что дифференциальная диагностика нарушений речевого развития (экспрессивной алалии и задержки речевого развития) у детей в возрасте 2,5 - 3 лет, прежде всего, основана на динамике развития экспрессивной речи у ребёнка в процессе коррекционной работы в течение 1,5 - 3 месяцев.
