Резниченко Т.С., Бенилова С.Ю.
Центр патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва
Введение. В последнее время отмечается гипердиагностика детского аутизма у детей дошкольного возраста. Такое положение связано с тем, что имеется общий диапазон клинических проявлений при аутизме и экспрессивно-импрессивной афазии развития у детей дошкольного возраста. В дальнейшем это приводит к снижению социального статуса ребенка. В связи с этим встала задача выявления специфических проявлений, которые могут помочь дифференцировать эти заболевания.
Материалы и методы. В 2001-2006 гг. наблюдалось 47 неговорящих детей (36-мальчиков, 11-девочек) с предварительным диагнозом детский аутизм в возрасте 3-6 лет. Проводились динамические обследования: логопедическое, неврологическое, психиатрическое, психологическое, электроэнцефалографическое, эхоэнцефалографическое, ультразвуковая доплегрография сосудов головного мозга. Дети наблюдались 6-12 месяцев, в течение которых проводились логопедические занятия, учитывающие особенности восприятия информации ребенком; психологические занятия по развитию коммуникативной сферы, игровой деятельности, бытовых навыков; фармакотерапия, направленная на купирование психопатологических проявлений, неврологических нарушений и стимулированию когнитивных функций; психотерапия с родителями. Полученные данные верифицированы.
Результаты. Через 6 месяцев у 32 детей (68,1%) диагностирована экспрессивно-импрессивная афазия развития; у 10 детей (21,3%) - через 12 месяцев. Подтвержден предварительный диагноз 5 детям (10,6%). Результаты в динамике. Появились коммуникативные реакции: к 60 дню у 25,6%, к 120-55,3%, к 180-6,4%, к 360-2,1%. Купировалось психомоторное возбуждение к 60 дню у 27,7%, к 120-42,6%, к 180-19,1%. Ушло «манежное поведение» к 60 дню у 17%, к 120-51,1%, к 180-21,3%. Исчезли стереотипии к 60 дню у 6,4%, к 120-34%, к 180-29,8%, к 360-19,2%, а эхолалии к 60 дню у 4,3%, к 120-8,5%, к 180-55,3%, к 360-21,3%. Появились речевые формы к 60 дню у 31,9%, к 120-17%, к 180-19,2%, к 360-21,3%.
Выводы. Таким образом, сопоставление приведенных данных исследования достоверно показало статистически обоснованную аргументацию в пользу проведения предложенной медико-психолого-педагогической коррекционной программы для дифференциальной диагностики детского аутизма и специфического расстройства развития экспрессивно-импрессивной речи по типу афазии развития. В дальнейшем, как показали катамнестические данные, 42 ребенка, у которых не подтвердился диагноз детского аутизма, были успешно интегрированы в микро- и макросоциум.
