Батин В.И., Батина С.Ю.
Кафедра дефектологии филиала Московского социально-гуманитарного института, г.Ярославль
Сегодня все чаще мы слышим мнение о том, что логопедия является только педагогической специальностью. С нашей же точки зрения - логопедия это уникальная мультидисциплинарная специальность, включающая в себя как педагогические знания, так и, в равной степени, знания в области медицины и психологии. Это необходимо для функционирования логопеда как самостоятельного специалиста. Путаница в правовой базе привела к тому, что логопеды дистанцировались от принятия самостоятельных решений в определении характера, прежде всего, сложных речевых расстройств, связанных с органическим поражением центральной нервной системы, полагаясь во многом на заключения неврологов. Тем не менее, все чаще мы слышим от логопедов о том, что заключения врачей не соответствуют речевой картине. Как следствие всего вышеперечисленного страдает процесс восстановительного обучения, так как возникают серьезные сложности в подборе приемов и методов коррекции данных речевых расстройств. На наш взгляд, выходом из этой ситуации является углубление программы преподавания «Неврологии» в рамках подготовки специалиста по специальности «Логопедия», а именно, преподавания прикладных аспектов неврологии в виде приемов и методов топической диагностики. Сейчас бытует мнение о том, что логопед не имеет право «ставить диагноз». Это действительно так, но, прежде всего, необходимо разобраться в трактовке термина «диагноз».
Неврологический диагноз можно условно разделить на «топическую» и «нозологическую» составляющую. «Топическая составляющая» основана на использовании приемов и методов определения локализации очага поражения центральной нервной системы. «Нозологическая составляющая» призвана определить характер поражения центральной нервной системы, то есть определить, с какой патологией врач имеет дело: острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговая травма и т.п.
Если же рассмотреть структуру логопедического заключения, то можно увидеть, что и его условно можно разделить на те же самые составляющие. «Топическая составляющая» для логопеда является очень важным компонентом заключения, так как многие речевые нарушения являются не чем иным, как так называемыми «очаговыми симптомами», говорящими о локализации очага поражения в центральной нервной системе. Если для невролога зачастую достаточно лишь выявления этих симптомов, то для логопеда чрезвычайно необходимо посредством других неречевых симптомов уточнить локализацию очага. «Нозологическая составляющая» логопедического заключения представлена картиной того или иного речевого нарушения. Сопоставления данных топической диагностики с речевой симптоматикой дают четкое представление не только о характере, но и, зачастую, о патогенезе речевых расстройств. Необходимо сказать, что топическая составляющая логопедического заключения складывается из приемов и методов неврологической топической диагностики, а также приемов и методов нейропсихологического анализа. Именно такой подход к уточнению локализации патологического очага дает, на наш взгляд, наиболее четкую картину, так как четкое определение морфологической локализации позволяет более наглядно представить пораженные звенья речи как высшей психической функции.
Таким образом, можно сказать, что более глубокое изучение прикладных основ неврологической топической диагностики не только не вредит качеству подготовки специалистов-логопедов, но и помогает им более четко ориентироваться в диагностике различных сложных речевых расстройств, что в свою очередь приводит к правильному подбору методов и приемов их коррекции.
