Нищева Н.В.
ИСПиП им. Р. Валленберга
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы раннего их выявления и коррекции становится неоспоримой. Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить у них появление тяжелой речевой патологии. Тактика «выжидания» в данном вопросе себя полностью изжила и должна быть заменена активной специальной помощью детям, начиная с раннего дошкольного возраста. На Царскосельских чтениях Л.Г.Парамонова привела результаты исследования речи детей дошкольного возраста Петроградского района Санкт-Петербурга, проведенные Психолого-педагогическим центром «Здоровье», в результате которых было выявлено, что в обследованных младших группах более, чем у половины детей (52, 6 %) отмечались нарушения речи, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза.
Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих развитию речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребенка логопедом уже в конце первого года жизни.
К факторам риска речевых нарушений, как известно, относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, а также мозговая недостаточность, вызванная действием биологических и социально-психологических вредностей. По данным, приводимым профессором Б.Р.Яременко, около 90 % рождающихся в Петербурге детей попадают в группу риска.
Дети группы риска должны находиться под наблюдением неонатолога или детского невролога с первых дней жизни. С этими детьми должна проводиться ранняя коррекционно-педагогическая работа, так как нарушение одних функций приводит к вторичной задержке формирования других. Система коррекционно-развивающей работы с детьми от двух до четырех лет должна включать в себя комплекс лечебных, педагогических и социальных воздействий.
Начиная коррекционно-развивающую работу с детьми с речевой патологией с пяти-шести лет, мы упускаем сензитивный период развития речи, игнорируем уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека; то, что именно в этот период коррекционное воздействие может быть наиболее эффективным.
Профессор Е.П.Харченко пишет о значении так называемых критических периодов в развитии ребенка, строгих «временных окон», в течение которых воздействие обеспечивает информацию, важную для нормального развития. Он подчеркивает, что «несформировавшаяся в соответствующий момент развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции». И в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать.
Из вышесказанного следует, что создание логопедических групп для детей раннего и младшего дошкольного возраста в настоящее время крайне актуально.
В последние годы в Санкт-Петербурге была создана сеть ДОУ коррекционного вида с логопедическими группами для детей раннего и младшего возраста, в которых осуществляются коррекция и компенсация речевых нарушений, предупреждаются возможные вторичные, более отдаленные последствия речевой патологии. В таких группах помощь ребенку оказывает широкий круг специалистов, осуществляющих коррекционное и лечебное воздействие. Это и учитель-логопед, и педагог-психолог, и невролог или невропатолог, и массажист, и инструктор ЛФК.
Для младших логопедических групп в 2005 году была создана Программа коррекционно-развивающей работы, одобренная Северо-западным экспертным советом Министерства образования РФ и допущенная к использованию в дошкольных образовательных учреждениях Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет) с первым - вторым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.
В основе Программы лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста, условий, которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также - реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей.
В Программе учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению ее содержания. Педагогическая работа по данной Программе позволяет обеспечить развивающее воспитание младших дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей психические процессы, свойства и качества.
В Программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач Программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей. Дети младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I - II уровни речевого развития), как правило, имеющие в анамнезе диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), должны пройти обследование и получать при необходимости рациональную реабилитационную помощь у такого специалиста, как детский невролог. Взаимосвязь в работе невролога и учителя-логопеда обеспечивает выбор адекватной коррекционной методики.
Специалисты, работающие по Программе, убеждаются в том, что коррекционное воздействие на ребенка с речевой патологией следует начинать вовремя, подчеркивают высокие темпы динамики общего и речевого развития, эффективность коррекционного воздействия.
