Дмитриева Д.А.
ЛГУ им. А.С. Пушкина; ГОСКОУ (V вида) №5, г.Санкт-Петербург
Аграмматическая форма дисграфии проявляется, как правило, у школьников на третьем году обучения, в период усвоения грамматических правил на почве общего недоразвития речи. Выражается этот вид дисграфии в несовершенстве грамматического строя речи, а так же лексического строя речи. Изучением данной проблемы занимались такие авторы, как Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Парамонова, Л.Н. Садовникова, М.Е. Хватцев и др.
Лексическая система речи детей с общим недоразвитием речи характеризуется следующими особенностями: недостаточный объем (ниже возрастной нормы) словарного запаса детей с ОНР, преобладание номинативного словаря и значительная диспропорция объема активного словаря и пассивного словаря. Это проявляется в неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации слов; несформированности лексической системности и семантических полей у данной категории детей.
Эти недостатки способствуют тому, что учащиеся не могут подобрать проверочные однокоренные слова, так как словарный запас не осмыслен и несистематизирован, а семантика многих слов понимается неточно.
Все эти недостатки приводят к тому, что дети вместо однокоренных слов подбирают слова из других семантических групп, что неизбежно способствует появлению ошибок на письме. Трудности актуализации слов, бедность словаря приводят к тому, что дети не могут написать даже простые распространенные предложения. Это проявляется в пропусках главных и второстепенных членов предложения, вербальных парафазиях.
Во многих высказываниях фразы не согласованы, пропускаются не только второстепенные, но часто и главные члены предложения. Большое количество ошибок при написании безударной гласной в корне слова, хотя это правило уже было изучено детьми.
Анализ полученных результатов показал, что у учащихся имеется бедность словарного запаса. При исследовании лексической системности у детей установлена несформированность семантических полей, что говорит о том, что словарный запас у них несистематизирован. Это выражалось, например, в трудностях при подборе синонимов: подбор антонима вместо синонима, подбор синонима, выраженного другой частью речи (теплый - лето, солнце; шум - громко, гремит; спать - отдыхаешь), изменение слова-стимула вместо подбора синонима (лошадь - лошадка).
Подобные же трудности наблюдались и при подборе антонимов: образование антонима с использованием префикса не- (широкий - неширокий; больной - небольной), неточный подбор антонимов из области значений, лишь близких к нужному слову (широкий - маленький; веселый - злой; длинный - маленький; глубокий - низкий, плоский).
Дети не всегда точно понимают семантику слов (шиповник - тот, кто шипит). Такие неточности понимания семантики слов могут привести к подбору проверочных слов из других семантических групп, а значит и к ошибкам на письме.
Подводя итоги, мы можем сказать, что поскольку одной из предпосылок появления аграмматической дисграфии у детей является несформированность лексического строя речи, то в систему работы над устранением ее предпосылок необходимо включать не только работу над словообразованием и словозменением, но и работу по обогащению и систематизации словарного запаса детей. Причем, устранить недостатки лексической системы речи детей необходимо до начала периода усвоения грамматических правил в целях предотвращения появления аграмматической формы дисграфии.
